Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
23.08.2024
9 минут

Перегруз и недогруз вагона: особенности расчета в международных перевозках и штрафы

По российскому законодательству к обязанностям грузоотправителя относится отслеживание соответствия фактического веса груза тому, что указан в накладной. Несоответствие влечет за собой большие штрафы, составляющие пятикратный размер провозной платы. В международных перевозках имеются свои нюансы расчета веса и определения размера штрафов, которые необходимо принимать во внимание. О них — далее в статье.

Почему важно указывать корректный вес груза в вагоне?

Ответ на этот вопрос, кажется, лежит на поверхности. Серьезный перевес (а особенно превышение грузоподъемности вагона) может привести к сходу подвижного состава с аварийными или даже катастрофическими последствиями. Технология перевозки предполагает как расчет мощности локомотива, необходимой для тяги состава, так и учет состояния инфраструктуры на пути следования поезда. Ограничения, мощности и состояния закладываются в обоснование расчета максимального веса поезда, допустимого к движению по конкретному маршруту. В России пятикратный расчет штрафных санкций установлен с превентивной целью.

Кроме того, на железнодорожном транспорте ведется подробная статистика погрузки и перевозки, которая служит основанием для производственных планов. Перегруз или недогруз искажает статистику, тем самым лишая ОАО «РЖД» четких ориентиров относительно текущей деятельности.

Кроме того, несоответствие фактической массы груза массе, указанной в накладной, влечет за собой занижение размера уплаченных провозных платежей.

Перегруз и недогруз в международных перевозках: особенности регулирования

В Евразийском пространстве есть несколько правовых систем, которые регулируют перевозку грузов и пассажиров по железной дороге в международном сообщении. Россия и еще 25 государств, в том числе такие крупные торговые партнеры нашей страны, как Казахстан и Узбекистан, присоединились к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Оно регулирует перевозки между государствами, являющимися членами Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

В СМГС содержатся определения максимальной грузоподъемности вагона и размера штрафа за ее превышение. Перегрузкой считается «загрузка вагона сверх максимальной грузоподъемности».

Максимальная грузоподъемность определяется одним из трех способов.

1. В том случае, если вагон содержит единственную надпись о грузоподъемности, то это число для стран с колеей 1435 мм повышают на одну тонну для двухосных вагонов и на две тонны для четырехосных и более вагонов. Для Китая, Вьетнама, КНДР расчеты другие: число повышают на 5%. Для стран с колеей шириной 1520 мм берут непосредственно число, указанное на подвижном составе.

2. В том случае, если вагон содержит две надписи, то берут ту, которая содержит большее число. Меньшее число определяет минимальную грузоподъемность вагона.

3. В том случае, если вагон содержит на борту трафарет «ABC», то берут число, указанное под литерой «C».
Размер штрафа за превышение максимальной грузоподъемности рассчитывается в соответствии с параграфом 3 статьи 12 СМГС: «штраф составляет пятикратную провозную плату за транспортировку излишка массы груза». Взыскание происходит в адрес той железной дороги, на полигоне которой нарушение было зафиксировано. При этом есть исключения. Так, штраф не будет взыскан, если грузоотправитель в графе накладной «Особые заявления отправителя» сделал запись, согласно которой вагон должен быть взвешен железной дорогой.
В СМГС отмечается, что железная дорога имеет право взыскать штраф вне зависимости от возмещения возможного ущерба, а также других штрафов, которые были уплачены грузоотправителями или грузополучателями.

Важные правовые нюансы

В разных странах размеры штрафа определяются исходя из особенностей национального законодательства. Некоторые примеры приведены ниже.

Россия

В нашей стране штраф за несоответствие указанной и фактической массы груза определен статьей 102 Устава железнодорожного транспорта РФ. Порядок наложения и взыскания штрафа, в свою очередь, указан в «Правилах оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом», принятых Министерством путей сообщения (МПС) РФ в 2003 году.

Согласно Уставу, размер неустойки составляет пятикратную стоимость перевозки фактической массы груза. Если же масса превышает максимально допустимую грузоподъемность вагона, то размер штрафа увеличивается двукратно: провозная плата уплачивается в десятикратном размере.

Пункт 10 указанных Правил предусматривает, что перевозчик, то есть ОАО «РЖД» при выявлении нарушения изготавливает Акт общей формы на проверку массы груза, а кроме того, если это необходимо, то и коммерческий акт о несоответствии фактической массы той, которая указана в перевозочном документе.

Исковая давность по требованию о взыскании штрафа составляет один год.

Казахстан

В Республике Казахстан установлена ответственность за перегруз вагона. Указанный вопрос регулируется статьей 82 Закона «О железнодорожном транспорте». Так, за перегруз в пользу перевозчика взимается штраф в размере 50% от размера провозной платы. Кроме того, грузоотправитель компенсирует убытки, понесенные перевозчиком из-за перегруза.

Узбекистан

Ответственность за перегруз подвижного состава установлена ст 139 Устава железнодорожного транспорта Республики Узбекистан.

В случае если выявлен перегруз сверх грузоподъемности подвижного состава, штраф составляет пятикратный размер тарифа за вес груза, превышающий грузоподъемность вагона (контейнера). И, как и в Казахстане, грузоотправитель возмещает перевозчику убытки, которые возникли из-за перегруза.

Немного о законодательной практике в России

В нашей стране накоплен богатый опыт судебных разбирательств по факту начисление штрафа за несоответствие фактической массы груза той, что указана в железнодорожной накладной, а также за превышение грузоподъемности вагона. Акцентируем внимание на некоторых позициях, выработанных судебной практикой:

1. При международных отправлениях сдача груза со стороны РЖД зарубежному перевозчику может происходить не на российской стороне, а уже на иностранной территории. Некоторые грузоотправители полагали, что если перегруз выявлен за пределами России, то и все дело должно рассматриваться вне зоны ответственности РЖД. Как и штраф, если он будет начислен, должен уплачиваться в пользу зарубежной железной дороги. Однако арбитражный суд счел иначе: до сдачи груза «соседнему» перевозчику он находится в зоне ответственности РЖД — вне зависимости от того, в какой стране процедура сдачи имела место. И если расхождения выявлены, то РЖД вправе наложить штраф и взыскать его в свою пользу.

2. Российское законодательство допускает, что фактический груз может быть на некоторую величину (обычно это 1%) тяжелее заявленного. Если погрешность не превышена, то штраф не налагается.

3. В случае оформления перевозки груза в нескольких вагонах одной железнодорожной накладной, при проверке веса груза вес определяется в отношении каждого отдельного вагона, а не суммарно по накладной.

Если вам требуется помощь с оплатой железнодорожного тарифа или консультация наших специалистов на железнодорожном пространстве 1520, оставьте заявку. Менеджер свяжется с вами в рабочее время и уточнит детали.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda