Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
25.06.2024
8 минут

Блокчейн в логистике: чем полезна технология, и как ее применяют в России

Блокчейн перестал быть перспективной и многообещающей технологией для отрасли логистики. Он превратился в «просто» технологию. Компании внедряют его, но пока больше в экспериментальном и ограниченном режиме.

Что такое блокчейн и как он работает?

Научное название блокчейна — публичный распределенный децентрализованный реестр. Из него понятно немногое: некая «книга записей», которая хранится в разных местах, не регулируется кем-то одним из участников и доступна всем.

Поясним на простом примере. Представьте себе документ, например, договор, который лежит на нескольких компьютерах. В обычной ситуации изменения, которые внесены в этот договор на одной из машин, автоматически не приводят к изменениям в других файлах на других машинах. Потому что они не связаны друг с другом.

Теперь представьте, что все файлы связаны: первый соединен со вторым, второй — с третьим, как звенья цепи. Отсюда и название: blockchain — цепочка блоков. В нашем случае блок — это часть программного кода, который находится в двух файлах и тем самым связывает их между собой.

Сеть компьютеров, на которых лежат файлы из одной цепи, называются блокчейн.
Внести изменения в один можно только с «одобрения» всех остальных компьютеров. И все эти изменения отражаются во всех файлах: на машинах остается только одна версия документа.

Блокчейн может не только что-то хранить, но и обрабатывать транзакции, например, финансовые. Так выглядит платформа цифровых валют, ради которых изначально новая технология распределенного реестра и была задумана. Из одного кошелька в другой отправляются деньги, информация о сделке записывается в базу данных — тот самый публичный распределенный реестр.

Кроме того, блокчейн можно настроить таким образом, чтобы он проводил операции при наступлении определенного условия. Допустим, груз, идущий из Шанхая в Новосибирск, должен пройти китайско-российскую таможню. При получении разрешения на ввоз в Россию — о чем вводится информация в блокчейн — автоматически, без участия человека, перечисляется оплата таможенному экспедитору (брокеру).

Автоматическое исполнение заранее запрограммированных операций называется смарт-контрактом.

Реестр — это база данных, которая в нашем случае хранит файл. Он называется распределенным, потому что его записи хранятся одновременно на нескольких узлах или компьютерах. Публичный — потому что доступ к записи имеют все участники отношений. Децентрализованный — потому что ни одна из машин не является «главной», то есть нет сервера с единой базой данных, с которой должны сверяться остальные.

Чем технология блокчейн может помочь в логистике?

Как видно из примера, распределенный реестр позволяет записывать все изменения. Что значительно облегчает ведение документооборота. Это сокращает время на обработку документов и позволяет быстро найти звено, где произошла ошибка, если что-то пошло не так.

Чтобы было проще понять возможности блокчейна в логистике, посмотрим сначала на то, как обстоят дела в традиционной перевозке.

Возьмем перевозку контейнера из Китая в Москву через Суэцкий канал. В цепочке поставки могут принимать участие множество различных сторон — морские, автомобильные, железнодорожные перевозчики, экспедиторы, страховые компании, сюрвейеры, таможенные и другие государственные органы, грузоотправитель и грузополучатель. Помимо непосредственно перевозочных документов — коносамента и накладной, требуются также различные сертификаты, контракты для таможни, платежные поручения и пр. В настоящее время все эти бумаги пересылаются в разных форматах и по разным каналам. Далеко не все компании, как в России, так и за рубежом, перешли на электронный документооборот (ЭДО), и значительная его часть осуществляется как на физических носителях, так и по электронной почте. Что приводит к потерям, ошибкам и прочим казусам и инцидентам.

В блокчейне все документы или же какая-то часть, отвечающая за определенный участок цепочки поставки, хранится, пересылается и видоизменяется в электронном виде внутри одной сети. Это подразумевает несколько вещей:
  • мгновенный доступ всех участников перевозки к информации;
  • прозрачность этой информации;
  • отсутствие ошибок или же быстрая идентификация ошибки;
  • отсутствие потерь документов;
  • отсутствие или же быстрая идентификация мошеннических или просто недобросовестных действий.
Все как на ладони — вот, пожалуй, лучшее определение того, чем может быть полезна технология блокчейн для участников рынка логистических услуг.

Перечисленные выше преимущества позволяют добиться следующих выгод:
  • Сокращается время на поиск ошибки: можно очень быстро определить, в каком звене произошел сбой;
  • Минимизируется или даже нивелируется пространство для разногласий: в условиях, когда «все ходы записаны», у сторон меньше поводов для разночтения одной и той же ситуации. Например, по поводу времени прибытия груза;
  • Устраняются посредники, если они присутствуют в цепочке для верификации данных: блокчейн как раз может взять верификацию на себя.
Таким образом, блокчейн не делает что-то принципиально новое для документооборота. Он просто его упорядочивает, делает доступным для всех и серьезно ускоряет. В этом его основная функция, если говорить о перевозке грузов.

Другая его функция — смарт-контракты, также возможна и уже локально применяется. Но о ней пока рано говорить: требуется и изменение законодательства, в первую очередь финансового, и внедрение таких контрактов в практику государственных органов и банковских институтов.

Чего не может блокчейн в логистике?

Технология распределенного реестра начала активно обсуждаться в деловых кругах с 2017 года. Когда стоимость биткоина стремительно возросла, став самой крупной криптовалютой по обороту. Как малые, так и крупные компании начали внедрять блокчейн в свои бизнес-процессы, что привело к появлению множества стартапов. Основатели этих стартапов утверждали, что эта технология радикально изменит различные отрасли.

Логистика также подверглась таким прогнозам. Во многих статьях утверждается, что блокчейн может находить оптимальные маршруты, лучшие логистические решения или оптимизировать загрузку мощностей. На самом деле, распределенный реестр может помочь в этих задачах лишь ограниченно. Это скорее область для применения нейросетей.

Примеры использования блокчейна в логистике

В России много говорилось о применении блокчейна для повышения эффективности перевозок, включая железнодорожный транспорт. Однако до реализации крупных проектов дело пока не дошло. Это неудивительно: для внутрироссийских перевозок нужно объединить данные из разных корпоративных систем. Таких, как предприятия-грузовладельца, экспедитора, оператора и РЖД. Это трудоемкая и затратная задача, результат которой вряд ли оправдает вложенные инвестиции. Тем более, что диспетчеризация на российских железных дорогах уже доступна с существующими технологиями.

За рубежом успешные примеры имеются. Морской контейнерный перевозчик Maersk использует блокчейн для документооборота. Тем самым он повысил скорость прохождения документов, снизил количество ошибок и увеличил степень достоверности передаваемой информации.

Немецкая логистическая компания DHL с помощью распределенного реестра отслеживает всю перевозку фармацевтических препаратов. Начиная со склада производителя и заканчивая складом покупателя. Таким образом, в DHL уверены в том, что любой блистер с таблетками — «тот самый», аутентичный, а не контрафактный, и его «происхождение» можно проследить до самого момента его производства.

По похожему пути пошли и в FedEx, с той лишь разницей, что американская компания применяет блокчейн для фиксации всех операций с дорогостоящими грузами или отправками, требующими особого обращения.

Очевидно, что у блокчейна в логистике есть перспективы. Но какие именно — ответ на этот вопрос появится, возможно, через несколько лет, когда компании-пионеры подведут итоги своих экспериментов.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda