Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
28.09.2023
7 минут

Классификация грузов на ж/д транспорте: как она влияет
на расчет провозных оплат?

Перевозка грузов железнодорожным транспортом, пожалуй, самый востребованный способ доставки в России. Причин несколько: в отличие от судов и самолетов движение поездов не зависит от погодных условий, а в отличие от автомобилей — на поезде выгоднее перевозить грузы на большие расстояния. Конфигурация вагонов и платформ при этом настолько разнообразна, что подходит практически под любой тип грузов. Провозная оплата за перевозку грузов на ж/д транспорте зависит от многих условий. Одно из ключевых — классификация груза.

Какие классификации грузов существуют

Груз — это любая товарная продукция, которая подлежит перевозке каким-либо видом транспорта. Товарная продукция может иметь самые разные свойства, конфигурацию, вес, технические характеристики, условия хранения и перевозки на разных видах транспорта.

Разнообразие грузов не позволяет выработать простую и строгую их классификацию. Слишком много свойств и характеристик у перевозимой продукции. Тем не менее есть несколько общепринятых типов классификаций, учитывающих наиболее общие свойства грузов.

Большинство авторов, изучающих транспортную логистическую систему, выделяют три типа грузов, которые перевозят железнодорожным транспортом:
  • сухогрузы,
  • наливные;
  • живые.
Каждый из этих типов классифицируют на отдельные виды. Например, сухие грузы разделяют в зависимости от способа перевозки: грузы в тарах, упаковке, в контейнерах, навалом, насыпью.

Каждый вид можно разделить на еще более конкретные подвиды. Насыпью перевозят нежидкие сыпучие пищевые и непищевые материалы, например, зерно, порошок, муку, песок и т. п. Навалом — лесоматериалы, трубы, металлоконструкции и т. п.

Один из самых объемных видов грузов — грузы в контейнерах. Пожалуй, это самый популярный способ, который используется логистами по всему миру на всех видах транспорта. Контейнеры удобно погружать, разгружать, складировать, хранить и перевозить. Специальное оборудование позволяет делать это быстро и безопасно для груза. В контейнерах перевозят огромное количество продукции: от штучных товаров до автомобилей. Для нестандартных грузов есть специальные контейнеры, в которых перевозят тяжеловесную или негабаритную продукцию.

Наливные грузы разделяют по их свойствам:
  • пищевые жидкие продукты (масло, молоко);
  • нефть и нефтепродукты;
  • сжиженные газы;
  • химические продукты.
И, наконец, особый вид грузов — живность. Это крупный и мелкий домашний скот, дикие звери, птицы, рыба, раки, насекомые, например, ульи с пчелами.

В зависимости от условий перевозки грузы классифицируют на:
  • Опасные грузы. Перевозятся по особым строгим правилам. Повреждение таких грузов опасно для окружающей среды и людей. Могут стать причиной отравлений, взрывов, загрязнений и иметь другие негативные последствия. К этой категории относятся все взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, яды, зараженные препараты и другие опасные вещества.
  • Скоропортящиеся грузы — это продукция, которая требует особых температур, влажности воздуха при перевозке, должна быть защищена от внешнего воздействия, осадков. Перевозят такие грузы в специальных изотермических вагонах и рефрижераторных контейнерах.
  • Негабаритные и тяжеловесные грузы. Негабаритным считается груз, конфигурация которого выходит за безопасные для перевозки габариты. Габарит погрузки — это установленные пределы, в которые должен помещаться груз вместе с упаковкой на конкретном составе, вагоне, платформе. Если на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути груз на платформе или в вагоне выступает какой-либо частью за эти пределы, он считается негабаритным. Тяжеловесным считается груз массой более 35 тонн, размеры которого не превышают параметров, установленных для крупногабаритных грузов, т. е. когда одна единица груза весит больше указанной отметки. Например, запчасть от белаза, которую нужно загружать/выгружать только краном. Для перевозки таких грузов нужны соответствующие условия. При этом для такой категории разработаны особые правила перемещения и тарифы.
Получите на почту бесплатную памятку
про классификацию груза
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

Какие характеристики груза влияют на стоимость перевозки?

Согласно Тарифному руководству №4 для расчета стоимости перевозки определяют:
  • Тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения с учетом правил определения тарифных расстояний.
  • Вид отправки: повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая.
  • Тип вагона, контейнера, локомотива.
  • Код единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), массу груза или тарифный класс груза.
  • Номер тарифной схемы для данного вида отправки и поправочные коэффициенты к ним.

Что такое номенклатура и коды грузов

Чтобы упростить процесс оформления транспортировки и расчета оплаты, законодательством предусмотрена утвержденная единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ). Номенклатура представляет собой справочник типов грузов, каждому из которых соответствует тарифный класс и минимальная весовая норма. Этот перечень используют логистические компании, перевозчики, железные дороги.

Номенклатура размещена в Приложении № 2 к разделу 2 Прейскуранта N 10−01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» и включает 11 разделов по разным типам грузов.

В каждом разделе перечислены конкретные виды грузов, соответствующие теме раздела. Например, в разделе «Продукция сельского хозяйства» перечислены всевозможные продукты питания: овощи, бахчевые культуры, фрукты, ягоды и т. д. Каждый такой продукт питания имеет определенный код позиции ЕТСНГ.

Как код груза влияет на стоимость перевозки

Российские железные дороги перевозят грузы в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 27 июля 2020 года N 256.

Расчет тарифов на перевозки также законодательно регламентируется Разделом 2 «Правил применения тарифов при определении платы за перевозку по российским железным дорогам грузов во всех видах сообщения (за исключением транзита, если иное не предусмотрено международными договорами)».

Оплата за перевозку груза определяется с учетом тарифного расстояния и наименования груза. Наименование груза и его код указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии со списком ЕТСНГ. При этом в документах указывают и отличительные признаки груза, если они влияют на размер тарифа: твердый он или жидкий, хрупкий или нет, каких условий перевозки требует и т. д.

В перевозочных документах дополнительно может быть указан код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ), если это необходимо для расчета тарифа. ГНГ — это кодовые обозначения грузов, которые используют железные дороги для расчета провозной платы по территории СНГ. Найти код ГНГ нужного груза удобно по его наименованию в справочнике на официальном сайте РЖД. Таким образом, от того, какой код груза укажет грузоотправитель и зависит конечная стоимость перевозки.
Приведем пример из практики Глобал Логистик. К нам обратился клиент с задачей перевести определенную партию риса. При оформлении перевозки важно было указать правильные коды груза. Если товар подходит под категорию «Крупа, мука грубого помола из риса», указываем коды 503 145 (ЕТСНГ) и 11 031 950 (ГНГ). А если продукция относится к категории «Рис дробленый (рис-сечка)», указываем коды 17 035 (ЕТСНГ) и 10 064 000 (ГНГ). В первом варианте стоимость перевозки на момент составления КП составляла 177 206,68 руб, а во втором варианте — 117 254,13 руб. Видим, что клиент мог переплатить 60 000 руб при указании неправильного кода груза. Наш специалист по логистике помог определить правильные коды ЕТСНГ и ГНГ и подготовил предложение по наиболее выгодному варианту перевозки.

Выводы

Перевозка груза железнодорожным транспортом — удобный, выгодный и быстрый способ перемещения практически любой товарной продукции. Стоимость такой перевозки зависит от тарифного расстояния от станции до станции, кода ЕТСНГ, массы груза, типа вагона, контейнера, поправочных коэффициентов и т. д.

На каждый из этих факторов влияет классификация и характеристики груза. В зависимости от того, что именно вы отправляете, и будет рассчитываться провозная оплата. Каждому виду груза соответствует утвержденный код единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) и Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ). Неверно указанный код может существенно удорожить перевозку, поэтому мы в Глобал Логистик тщательно проверяем каждый пункт, который влияет на итоговый расчет.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda