Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
04.10.2023
6 минут

Особенности организации международных перевозок железнодорожным транспортом: что нужно знать?

Международные грузоперевозки — часть внешнеэкономической деятельности множества торговых и производственных предприятий. Грузоперевозки железнодорожным транспортом — наиболее удобный и востребованный вид транспортировки грузов на дальние расстояния. Деятельность этой отрасли регулируется рядом законодательных актов. Основными международными актами признаются две Бернских конвенции, которую приняли 33 страны Европы, Азии и Африки. Хотя Россия не участвует в них, соблюдать их положения всё же необходимо, поскольку они применяются в странах, с которыми происходит железнодорожное сообщение.

Кроме того, перевозчикам нужно соблюдать правила, закрепленные Соглашением международного грузового сообщения, которые распространяются на грузоперевозчиков Польши, Литвы, Эстонии, Болгарии, Турции, Ирана, Монголии, Китая, Северной Кореи и Вьетнама. В применении этих правил в разных странах, принявших соглашение, имеются свои особенности, не говоря уже о том, что своя специфика есть и в том, как в той или иной стране действуют положения Бернских конвенций. Поэтому разобраться в нюансах правоприменения и регламентации международных грузоперевозок железнодорожным транспортом самому владельцу груза довольно сложно и, в общем-то, не особенно нужно. Все нюансы правовых актов и регулирующих документов знают специалисты Глобал Логистик, обеспечивая своему клиенту оптимальные маршрут и стоимость транспортировки груза.

Для осуществления перевозки груза клиенту логистической компании требуется предоставить пакет документов. Вот его стандартный набор:
  • паспорт сделки и подтверждение заявления кода продукции;
  • платежные поручения;
  • товарные накладные;
  • документы, подтверждающие стоимость груза;
  • документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин;
  • договор о доставке товаров, а также сертификаты соблюдения установленных нормативов.
В некоторых случаях при импорте или экспорте этот список может расширяться.

Прохождение таможенного контроля

Таможенный контроль при экспорте или импорте товаров производится на железнодорожных станциях назначения, на специализированных постах. Срок прохождения таможни зависит от специфики груза и пути его следования. Некоторые грузы могут иметь требования дополнительного контроля или особые условия транспортировки и хранения, что может влиять на время прохождения таможенного контроля.

Основное внимание таможенники уделяют заявленной в документах стоимости провозимого груза, поскольку от этого зависит размер таможенной пошлины. Корректность и соблюдение определенных правил при заполнении сопроводительных дорожных документов очень важны. Именно здесь погрешности или мелкие недочеты в оформлении документов могут стать причиной не только задержки груза до переоформления документов, но и даже штрафных санкций.

Объем услуг логистической компании

Базовый объем услуг компании, обеспечивающей логистику, включает четыре основных раздела:
  • Организация и оформление транспортировки груза, включая заключение договоров со всеми участниками перевозки, оформление страховки, подготовку груза и транспортных средств, а также ведение всех соответствующих расчетов.
  • Таможенное оформление, включающее подготовку грузовых таможенных деклараций, лицензий и сертификатов происхождения товаров, консульских фактур, санитарных и других медицинских свидетельств. Такая деятельность лицензируется государственными таможенными органами.
  • Сопровождение груза, в том числе контроль погрузо-разгрузочных работ, приема-передачи груза и исково-претензионная работа в случае выявления нарушений сроков или повреждения груза при транспортировке.
  • Консультационные услуги, которые подразумевают исследования конъюнктуры транспортных рынков, определение и оптимизация маршрута, подбор перевозчиков и определение сроков перевозки груза, а также другие виды консультаций, которые могут потребоваться клиенту.

Транспортные коридоры

Планирование маршрута транспортировки груза подразумевает знание актуальной ситуации в загруженности транспортных коридоров. Этим понятием обозначаются международно согласованные маршруты движения грузового транспорта, связывающие различные отправные точки. Транспортные коридоры формируют дорожную сеть и, как правило, подразумевают мультимодальную транспортировку, то есть использование различных видов транспорта — автомобильного, железнодорожного, морского и даже авиации — для доставки одного груза. В общеевропейской транспортной сети насчитывается 10 транспортных коридоров.

По территории Российской Федерации проходит три международных транспортных коридора, в которых железнодорожное сообщение играет основную роль. Эти коридоры являются частью Евро-азиатской транспортной сети. Важными транспортными узлами этой сети являются порты Санкт-Петербурга, Выборга, Калининграда и транспортные аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

После 2022 года особое значение для экономики России получило развитие транспортного коридора «Север-Юг», связывающий её с Ираном, Индией и странами Персидского залива, в первую очередь с Объединенными Арабскими Эмиратами. Развитие этого коридора позволит существенно упростить как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Другим важным и активно развивающимся транспортным коридором является программа ТРАСЕКА, соединяющая страны Центральной Азии и Кавказа с Евросоюзом. Идея развития этого коридора состоит в своеобразном возрождении «Великого шелкового пути», связывающего Евросоюз и Китай. В развитии этого коридора заинтересованы также Казахстан и Узбекистан.

Наиболее значимыми в международных железнодорожных перевозках для торговых и производственных предприятий России в настоящее время являются транспортные коридоры и их ответвления, проходящие через Казахстан. В частности, транспортный коридор «Северный», протяжённости более 8000 км, является, по сути, безальтернативным вариантом транспортной связи Российской Федерации с западными провинциями Китайской Народной Республики. Казахстанские железные дороги обеспечивают самый короткий и наиболее удобный путь для контейнерных перевозок.

Преимущества международных перевозок железнодорожным транспортом

Три главных преимущества перевозки груза железнодорожным транспортом — это экономичность, безопасность и налаженная система.

Экономичность. Перевозка грузов по железным дорогам существенно дешевле авиаперевозок, а на больших расстояниях выгоднее также и автомобильного транспорта.

Безопасность. Железные дороги обеспечивают существенно более низкую, по сравнению с автотранспортном, вероятность дорожных аварий. Также и средства транспортировки грузов — вагоны, платформы и цистерны — обеспечивают гораздо более высокую надёжность сохранности груза.

Налаженная система. Железнодорожные станции в достаточной мере оснащены оборудованием и площадями для планомерного ведения погрузочно-разгрузочных работ, а оформление документов производится по установленным правилам, которым несложно следовать, тем более что логистическая компания берёт на себя все заботы с предоставлением документации в контролирующие инстанции. Кроме того, для железнодорожных перевозок действует меньше ограничений по видам разрешенных к транспортировке грузов.

Также удобство использования железных дорог заключается в том, что сезонность не влияет на их работу, транспортировка происходит круглый год. Железнодорожным транспортом можно доставлять крупногабаритные, а также наливные, навалочные и насыпные грузы. Впрочем, виды грузов подразделяются на множество категорий (о них вы можете узнать больше в нашей статье «Классификация грузов на ж/д транспорте: как она влияет
на расчет провозных оплат?»), и для каждой используется определенный вид вагонов, платформ и контейнеров. Соответствующие требования предъявляются к маркировке и упаковке грузов, загрузке и снаряжению вагонов, цистерн или контейнеров.

Существенная активизация логистических связей с Китаем привела к росту спроса на контейнерные перевозки. Они удобны тем, что позволяют перевозить нестандартную тару.

Наиболее популярные в России грузовые контейнеры:
  • Стандартные 20-тонные (до 21.8 т.),
  • Кубические 5-тонные (до 3,8 т),
  • Малогабаритные 3-тонные (до 2,4 т.),
  • Крупногабаритные 24-тонные (до 30,48 т.).
Среди нестандартных контейнеров наибольшим спросом пользуются:
  • 5-футовый морской контейнер,
  • 6-футовый с грузоподъёмностью до 10 тонн.
Есть также контейнеры размерами на 8, 10 и 30 футов, однако они не сертифицированы ISO.
Кроме того, по техническим характеристикам различается шесть базовых типов железнодорожных грузовых вагонов:

  1. Бункерный вагон
  2. Вагон-самосвал
  3. Крытый вагон
  4. Полувагон
  5. Платформа
  6. Цистерна
Подробнее узнать о них в нашем Справочнике моделей грузовых вагонов.

Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda