Основной вид применяемых на железнодорожных сетях тарифов — так называемые
общие тарифы. Однако в некоторых случаях могут применяться и другие. Например, для перевозки специфических или нескольких разнотипных грузов в одной отправке, а также при перевозке в проблемных направлениях или в определенный сезон, могут применяться
исключительные тарифы. Их размеры бывают как выше, так и ниже общего тарифа.
Основная функция исключительных тарифов заключается в регуляции транспортного потока в более приоритетных для правительства направлениях или в определенное время года. В частности, пониженный исключительный тариф может использоваться для перегона порожних вагонов, цистерн или контейнеров в наиболее востребованных направлениях.
Также могут применяться специальные
льготные тарифы для грузов, принадлежащих определенной организации или перевозимых с определённой целью. В некоторых индивидуальных случаях могут вводиться
договорные тарифы, в которых учитываются особые условия транспортировки груза, дополнительные услуги и т. д.
Поскольку железнодорожный тариф является, так сказать, платой за сервис, то его размер рассчитывается так, чтобы покрывать издержки корпорации, предоставляющей этот сервис, в частности, затраты на содержание и ремонт дорог, а также на неприбыльные для корпорации перевозки, в частности, пассажирские. Кроме того, тарифные сборы должны компенсировать корпорации некоторые кредитные выплаты и инвестиционные вложения.
Состав стоимости тарифа можно определить как 3 составляющие:
- Плата за услуги инфраструктуры
- Плата за локомотивную тягу
- Плата за эксплуатацию вагонов
Соответственно, такой расчёт тарифов будет выгоднее тем отправителям, которые располагают собственным парком вагонов. Для них стоимость тарифа будет ниже примерно на 15%. Кроме того, в объем платежа, как правило ещё включается вознаграждение экспедиторской фирме. Исключение составляют организации, имеющие прямой договор с железной дорогой, которые сами оплачивают все составляющие тарифа. Однако далеко не все грузоотправители могут позволить себе иметь в штате специалиста, который брал бы на себя довольно непростую работу по оформлению грузоперевозок по железным дорогам. В особенности если это касается международных отправлений. Поэтому, в большинстве случаев, обращение к экспедиторской фирме является лучшим решением проблемы.
Кроме фактора принадлежности вагонов при учете себестоимости перевозок, в тарифе учитываются также: