Поделиться:
Глобал логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
06.10.2023
5 минут

Виды железнодорожных тарифов на грузовые перевозки

Железнодорожный тариф — это по сути плата за транспортные услуги. Размер тарифа устанавливается в соответствии с кратчайшим расстоянием возможной транспортировки — это называется тарифное расстояние. Исключением являются случаи перевозки грузов с высокой скоростью, негабаритных грузов и некоторые другие.

Правила и условия осуществления железнодорожных перевозок в России устанавливаются двумя федеральными законами («О естественных монополиях» (n № 147-ФЗ от 17.08.95), «О железнодорожном транспорте» (№ 17-ФЗ от 10.01.2003), также правительственными постановлениями, регулирующими их тарификацию. Все тарифы подразделяются на розничные и оптовые. К розничным относятся тарифы пассажирских перевозок, поскольку это связано с продажей индивидуальных билетов. Грузовые перевозки тарифицируются как оптовые. В этой статье пойдёт речь только о грузовых перевозках и соответствующих им видах тарифов.

Регулированием тарификации железнодорожных перевозок в России занимаются Министерство транспорта и Федеральная служба по тарифам. Вот уже почти 20 лет (с 2004 года) применяется практика повышения тарифов раз в год. По замыслу это должно стимулировать естественную монополию снижать себестоимость перевозок и повышать качество обслуживания.

Основной показатель в определении размера тарифа является тарифное расстояние. Это кратчайшее расчётное расстояние от станции отправления груза до станции назначения. При этом в стоимости тарифа не учитываются перегоны по путям для погрузки и разгрузки, хранения, взвешивания и некоторых других операций, то есть использование железнодорожных ветвей, не относящихся к путям общего пользования. К таким относятся, в частности, припортовые ветви и другие ветви технического назначения. Эти перегоны, как правило, оплачиваются отдельно.

Кроме того, на размер тарифа влияет то, по какому виду погрузки проходит перевозимый груз:
  • повагонная,
  • контейнерная,
  • малотоннажная,
  • мелкая.
Основной вид применяемых на железнодорожных сетях тарифов — так называемые общие тарифы. Однако в некоторых случаях могут применяться и другие. Например, для перевозки специфических или нескольких разнотипных грузов в одной отправке, а также при перевозке в проблемных направлениях или в определенный сезон, могут применяться исключительные тарифы. Их размеры бывают как выше, так и ниже общего тарифа.

Основная функция исключительных тарифов заключается в регуляции транспортного потока в более приоритетных для правительства направлениях или в определенное время года. В частности, пониженный исключительный тариф может использоваться для перегона порожних вагонов, цистерн или контейнеров в наиболее востребованных направлениях.

Также могут применяться специальные льготные тарифы для грузов, принадлежащих определенной организации или перевозимых с определённой целью. В некоторых индивидуальных случаях могут вводиться договорные тарифы, в которых учитываются особые условия транспортировки груза, дополнительные услуги и т. д.

Поскольку железнодорожный тариф является, так сказать, платой за сервис, то его размер рассчитывается так, чтобы покрывать издержки корпорации, предоставляющей этот сервис, в частности, затраты на содержание и ремонт дорог, а также на неприбыльные для корпорации перевозки, в частности, пассажирские. Кроме того, тарифные сборы должны компенсировать корпорации некоторые кредитные выплаты и инвестиционные вложения.

Состав стоимости тарифа можно определить как 3 составляющие:
  1. Плата за услуги инфраструктуры
  2. Плата за локомотивную тягу
  3. Плата за эксплуатацию вагонов

Соответственно, такой расчёт тарифов будет выгоднее тем отправителям, которые располагают собственным парком вагонов. Для них стоимость тарифа будет ниже примерно на 15%. Кроме того, в объем платежа, как правило ещё включается вознаграждение экспедиторской фирме. Исключение составляют организации, имеющие прямой договор с железной дорогой, которые сами оплачивают все составляющие тарифа. Однако далеко не все грузоотправители могут позволить себе иметь в штате специалиста, который брал бы на себя довольно непростую работу по оформлению грузоперевозок по железным дорогам. В особенности если это касается международных отправлений. Поэтому, в большинстве случаев, обращение к экспедиторской фирме является лучшим решением проблемы.

Кроме фактора принадлежности вагонов при учете себестоимости перевозок, в тарифе учитываются также:
  • объем и масса груза,
  • типы вагонов, используемых при перевозке,
  • степень использования их грузоподъемности и вместимости,
  • скорость и сроки доставки груза.
Расчёт стоимости тарифа производится на основании единой тарифно-статистической номенклатуры и утвержденного прейскуранта № 10−1 (Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. Тарифное руководство N 1). Он подразделяет все грузы на 3 класса. Базовым является второй класс, по отношению к которому грузы первого класса тарифицируются ниже, а третьего класса выше.

К первому классу относятся преимущественно грузы сырьевой промышленности. Они, как правило, составляют более половины всех железнодорожных грузовых перевозок. Для них устанавливаются сниженные на 30−35% тарифы, чтобы снизить цену транспортировки в конечной цене полуфабрикатов и готовых изделий. Для грузов третьего класса, наоборот, устанавливаются повышенные (до 74%) тарифы, что должно компенсировать расходы на перевозки грузов первого класса.
Получите на почту бесплатную памятку о том, что влияет на окончательную стоимость ж/д тарифа
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

Особенности расчета массы груза

При расчете массы груза, влияющей на стоимость тарифа, принимается общая масса, указываемая в перевозочном документе. При этом:
  • в расчёт массы груза включаются также масса тары, дополнительного съемного оборудования, устанавливаемого в вагоне для погрузки-выгрузки и крепления груза;
  • номинальная масса округляется до 100 кг при отправке до 10 тонн, и до тонны (где неполная тонна будет считаться за полную) при отправке свыше 10 тонн.
Суммы при расчете тарифа (согласно Правилам применения тарифов) округляются до рубля при отправке крупнотоннажных контейнеров и наливных грузов, до 10 копеек при отправке среднетоннажных контейнеров и мелких грузов. Округление делается по стандарту: более 0,5 = 1, менее 0,5 = 0.

Помимо всего, перечисленного при расчёте тарифов используются различные понижающие и повышающие коэффициенты. И, само собой, при международных перевозках расчёт тарифов усложняется тем, что надо принимать во внимание специфику тарификации, принятую в странах прохождения груза.

Конечно же, отправитель груза может самостоятельно производить оплату всех тарифов. Правда, в этом случае ему потребуется заключить договоры с каждой из железнодорожных корпораций тех стран, по путям которых пройдет груз, самостоятельно производить оплату каждому контрагенту и подтверждать проведение платежа. Обращение в Глобал Логистик снимает все эти проблемы:
  • мы являемся официальным железнодорожным экспедитором,
  • мы проведем все необходимые оплаты по установленным правилам и в положенный срок,
  • мы отслеживаем конъюнктуру и предостерегаем наших клиентов от непредвиденных расходов и возможных штрафов.
По этой ссылке вы можете воспользоваться услугой Глобал Логистик по оплате тарифов для транспортировки груза по территории России, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии, Монголии, Молдовы, Литвы и Латвии. Мы проведём оплату как за груженые, так и за порожние рейсы при экспортной, импортной и транзитной отправке груза.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda