Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
17.11.2023
7 минут

Перевозка зерновых: к логистике вопросов все меньше

Представители компании Глобал Логистик приняли участие в «Зерновом круглом столе» в Новосибирске, одном из самых крупных мероприятий в России по данной тематике, которое состоялось в начале ноября. Специалисты отрасли искали ответ на вопрос, как помочь экспорту в текущих и к тому же быстро меняющихся условиях.

Дискуссии стали логичным продолжением обсуждений, которые состоялись на предыдущем мероприятии в апреле 2023 года.

За прошедшие с апреля почти семь месяцев ситуация усложнилась. Не столько в том смысле, что у российских производителей и транспортников возникли какие-то дополнительные трудности с вывозом пшеницы и других культур, сколько в том, что увеличилось количество факторов, которые необходимо принимать во внимание для принятия решений. Так, цены на пшеницу на мировом рынке показывают устойчивую понижательную тенденцию. Появились новые направления для экспорта и новые партнеры. Правительство России своими решениями также серьезно повлияло на перспективы отечественной продукции на внешних рынках.

Услуги перевозки зерна: есть интересные ответы на вызовы

Источник фото: https://mcx.nso.ru
На две проблемы рынка зерновых — инфраструктурные ограничения и ценовую нестабильность — его участники отреагировали активными действиями. Среди них поиск новых потребителей или же расширение сотрудничества с уже имеющимися, а также введение в строй новых транспортных объектов и оптимизация грузопотоков.

Среди фактов, которые иллюстрируют эти тенденции, можно отметить несколько. На Зерновом круглом столе в Новосибирске в ноябре 2023 года заместитель директора Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Мария Шостак сообщила, что количество стран, которые покупали российскую продукцию, увеличилось за первые четыре месяца зернового года 2023/2024 с 32 до 41.

Новороссийский морской торговый порт отчитался о том, что партии зерна были отправлены через его причалы в Бангладеш и Индонезию, что свидетельствует о расширении географии поставок.

Первые перевозки были совершены по железной дороге в адрес нового зернового терминала в порту Высоцк (Ленинградская область). Ранее Высоцк фигурировал исключительно в сфере нефтеналива.

Обсуждаются поставки зерна из Астраханской области в Туркменистан: они с высокой степенью состоятся, если стороны договорятся о запуске морской линии по Каспийскому морю.

Железнодорожный оператор «Русагротранс» расширяет практику маршрутных отправок, что позволяет решить проблему, о которой шла речь на предыдущем круглом столе в апреле: при физическом избытке вагонов-зерновозов их все равно не хватает из-за увеличившегося оборота подвижного состава. «Русагротранс» приводит следующие цифры: если в 2022 году в рамках 910 таких отправок было перевезено 2 млн тонн зерновых, то за одно только полугодие 2023-го удалось сделать 1230 «маршрутов» на 2,8 млн тонн. Очевидно, что такой подход, продолжившийся и во второй половине 2023-го года, серьезно облегчил вопросы перевозки зерна для всех участников цепочки.

Если оценить все эти приведенные выше факты, то становится понятным, почему тема логистики не была в обсуждениях круглого стола ведущей — она, похоже, далеко не самая больная. Обращает на себя внимание вот какой факт: российские порты в январе-августе нынешнего года перевалили 47,7 млн т зерна, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2022-го года. Это говорит о том, что узких мест в цепочке поставок от элеватора до причала сегодня или нет или же они не столь критичны, чтобы помешать продукции отправиться на экспорт. В противном случае подобного скачка мы бы просто не увидели.

Поворот на Восток

По данным ФГБУ «Центр оценки качества зерна», которые привела Мария Шостак, в начавшемся с 1 июля новом зерновом годе среди производителей и трейдеров Сибири (а за ними, разумеется, и логистов) наблюдается резкое усиление внимания к сотрудничеству с Китаем. Так, например, объем поставок в КНР из Новосибирской области подскочил в шесть раз год-к-году, Алтая — семь раз. В целом по Сибирскому федеральному округу — шестикратное увеличение.

Таким образом, у России появился новый сильный партнер. Конечно, продажи в КНР были и раньше мы говорим о том, что, начиная с 2023 года, Поднебесная превращается, как минимум для Сибири, в ключевого потребителя.

Может возникнуть логичный вопрос: насколько такая тенденция устойчива и долгосрочна? Ответом может послужить намерение компании «Бэйдахуан Групп» обзавестись собственным зерновым терминалом в Приморский край, озвученное в октябре нынешнего года.

Так или иначе, уровень «серьезности» китайского направления станет ясным к следующему мероприятию. Будет интересно подвести итоги.

Непростая политика

Зерновой круглый стол в Новосибирске-2023 не мог не обойти тему государственного регулирования. Министерство сельского хозяйства РФ, судя по отчетам СМИ, ввело неофициальный минимальный уровень цен на российскую пшеницу, поставляемую за рубеж. Что повлекло разрыв ряда контрактов и срыв потенциально возможных. Опять же по информации СМИ, неофициальное требование уже отменено.

Кроме того, Минсельхоз уже публично предложил «закрыть» экспорт твердой пшеницы с 1 декабря 2023 года. Что также вызвало в отрасли бурную полемику. Очевидно, что подобные решения или даже намерение их принять будут доминировать над повесткой экспорта в 2023/2024 годах, который может составить 65 млн т.
Прочесть наш материал об итогах XXV «Зернового круглого стола», который состоялся в конце апреля 2023 года, можно по ссылке.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda