Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
05.04.2024
9 минут

Маркировка грузов: как работает и рекомендации Глобал Логистик

У каждого груза есть своеобразный «паспорт»: запись о том, что он собой представляет и как с ним необходимо обращаться, чтобы избежать его порчи или утраты при логистических операциях. Эта запись называется маркировкой. Она создается в соответствии с унифицированными правилами, которые объединены в национальную и международные системы маркировки грузов при их перевозке.

Нормативная база маркировки

Основной руководящий документ, в котором отражены требования к маркировке, — ГОСТ 14 192–96, введенный с 1 января 1998 года.

Регулирующий орган — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Отметим, что данный ГОСТ охватывает далеко не все специфические моменты. Он, конечно же, содержит какие-то конкретные требования, но они касаются далеко не всех ситуаций и потребностей грузовладельцев и перевозчиков. Этот документ скорее носит стратегический характер: устанавливая наряду с конкретными и общие требования, он служит базой для разработки других, более специфических, ГОСТов и положений, которые относятся к перевозке того или иного типа груза.

В частности, ГОСТ 14 192–96 не охватывает такие области как:
  • транспортировка опасных грузов;
  • транспортировка отдельных конкретных видов продукции, у которой есть собственные нормативные требования;
  • отправление грузов в специализированных транспортных средствах;
  • отдельные виды почтовых отправлений.

Общие для всех грузов параметры маркировки

Как было отмечено, ГОСТ содержит «базу» для более «узких» ГОСТов, технических требований и других нормативных документов. Базовые же требования относятся ко всем видам продукции вне зависимости от применяемой классификации грузов. Они касаются таких моментов, как:
  • типы приводимой информации;
  • места для размещения каждого типа информации на упаковке;
  • минимальный набор сведений, которые должны содержаться в каждом виде информации;
  • требования к читаемости информации, единому стилю ее отображения.
Наличие общих правил позволяет обеспечить единый подход к маркировке грузов при их перевозке, избежать хаоса и путаницы среди разных ГОСТов. Более того, специалист, даже не знакомый со специфическим «узким» ГОСТом на маркировку какого-то конкретного вида груза, сможет в целом понять ту информацию, которая нанесена на упаковку. Что, безусловно, снижает количество ошибок.

Виды маркировки грузов

В предыдущем абзаце мы упомянули различные типы приводимой информации. Всего видов данных насчитывается четыре:
  • манипуляционные знаки;
  • основные надписи;
  • информационные надписи;
  • дополнительные надписи.

Манипуляционные знаки

Вы, очевидно, встречали на ящиках и коробках графические изображения, например, бокала или зонтика, надпись «foto» или другие пиктограммы. Эти рисунки понятны человеку вне зависимости от языков, которыми он владеет. Они говорят о том, как нужно обращаться с грузом. Так, «бокал» подсказывает, что товар хрупкий. А пиктограмма зонтика — о том, что его необходимо защитить от прямых лучей солнца.

Основные надписи

Данный тип сведений содержит информацию о:
  • грузополучателе;
  • пункте назначения (в том числе о железнодорожной станции с указанием ее полного названия и железной дороги и порте для трансшипмента, если требуется);
  • количестве грузовых мест в партии с указанием порядкового номера в данной партии каждой единицы груза.

Информационные надписи

Эти надписи «отвечают» за сведения о том, какова масса груза в форматах брутто и нетто (в килограммах) или указывают количество единиц, а также за его размеры в допустимых для конкретного случая исчислениях.

Дополнительные надписи

В категорию дополнительной попадают информация, которая касается грузоотправителя, железнодорожной станции отправления с указанием дороги, а также надписи транспортных компаний.

Требования к нанесению и отображению маркировки

Маркировка наносится либо на специальные ярлыки, которые крепятся к таре или подвижному составу, либо на саму тару, либо на товар — в том случае, если его перевозят без упаковки. Выбор определяется теми условиями, в которых осуществляется перевозка, и возможностями отправителя и грузоперевозчика.

ГОСТ регламентирует места, на которых размещается маркировка в зависимости от тары. Документ указывает допустимые зоны и отмечает, какие типы информации в каких локациях должны находиться.

Существуют общие требования к тому, как должна выглядеть маркировка груза безотносительно к таре и способу транспортировки. Вот главные из них:
  • манипуляционные знаки должны быть черного цвета, если отдельно не оговорено иное;
  • маркировка наносится таким образом, который обеспечивает ее полную сохранность и читаемость до конца процесса перевозки;
  • маркировка наносится на груз и на тару до начала процесса перевозки;
  • при экспортно-импортных перевозках маркировка содержит надписи на языке страны-импортера и на языке страны-экспортера;
  • маркировка наносится на каждое грузовое место.

Маркировка опасных грузов

«Паспорт» на опасный груз составляется по специальному ГОСТу 19 433−88, который основан на рекомендациях Организации Объединенных Наций (ООН) и введен в действие в 1990 году с последующими доработками. Его официальное название звучит как «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Сфера действия ГОСТа 19 433−88 охватывает такие вопросы, как критерии для отнесения грузов к категории опасных, их классификацию, непосредственно маркировку. При этом он не касается опасных грузов, которые перевозятся некоторыми видами транспорта:
  • внутризаводским;
  • водным (наливом);
  • трубопроводным.
Данный ГОСТ также не относится к некоторым классам опасных грузов: 2, 3, 4, 8, подклассов 5.1, 6.1, класса 9, подкласса 9.2. Есть и другие исключения: данные типы грузов регулируются либо отдельными ГОСТами, либо иными нормативными документами.

Рекомендации Глобал Логистик по маркировке

Маркировка тары

Сама тара также должна быть промаркирована. Опытные экспедиторы вряд ли об этом забудут, но бывает, что новые сотрудники, которым поручена операция, выпускают ее из виду.

Выбор нормативной документации

Во-первых, уточните, какие ГОСТы касаются именной той продукции, которую вы перевозите и отправляете. Посмотрите документы, касающиеся транспортировки, а не только маркировки. Во-вторых, можно изучить и нормативные регламенты на продукцию в целом, а не только ее логистику. В том числе, например, классификацию грузов.
В случае с опасными грузами обратите внимание на действительность сертификатов, дающих право на операции с данным типом номенклатуры, у всех контрагентов, включая и перевозчика.
Для помощи грузовладельцам мы опубликовали ряд справочников по перевозкам и инструкцию. О том, как ими пользоваться, читайте в статье «Как работать со справочниками транспортных перевозок: инструкция».

Современные технологии

Текущая нормативная база позволяет наносить на упаковку также радиочастотные метки (RFID-метки) и штрихкоды. Метки помогают в отслеживании перемещения товарной партии, а штрихкоды автоматизируют операции с ней, что выливается в экономию времени и снижение риска ошибок. При перевозке груза мелкими партиями или же сборных партий современные технологии особенно облегчат жизнь.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda