Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
17.02.2024
7 минут

Железнодорожная перевозка опасных грузов: основные правила простыми словами

Железнодорожный транспорт — наиболее популярный способ перевозить опасные грузы. Что требуется знать об этом отправителю и получателю, расскажем в этой статье.
Перевозить опасные грузы по железным дорогам России можно только в соответствии с Правилами, утвержденными Государственным Советом по железнодорожному транспорту.

Эти правила весьма обширны, в них опасные грузы классифицируются по видам и степени опасности, приводится алфавитный указатель грузов, перевозка которых допускается по железной дороге, а также содержатся дополнительные регулирующие положения. В них содержатся требования к маркировке и размещению знаков опасности, способы подготовки вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов, а также список жд-станций, у которых есть специальные места для погрузки или выгрузки взрывчатых веществ.

Эти правила распространяются и на перевозки в границах стран СНГ. Требования касаются отправителя, получателя и перевозчика груза.

Помимо вышеуказанных правил, участники транспортировки опасных грузов обязаны соблюдать правила пожарной безопасности и технической эксплуатации жд-транспорта, промышленной и экологической безопасности.

Обязанности грузоотправителя

  • Для перевозки опасного груза должны быть использованы исправные, герметичные, соответствующие техническим требованиям вагоны, цистерны или спецконтейнеры. Ни в коем случае нельзя допускать их перегрузки, то есть увеличивать нагрузку на ось выше паспортной.
  • Следует правильно оформить сопроводительную документацию, аварийную карточку и накладную со специальным штампом.
  • Тара должна быть исправная и чистая, предназначенная для данного вида груза и обеспечивающая сохранность при погрузке и выгрузке, а также во время перевозки и воздействия тряски, температур и пр.
  • Грузовые места должны быть надлежащим образом промаркированы, поставлены специальные знаки.
  • Состав, подаваемый на погрузку, должен пройти тщательную промывку и быть в химически нейтральном состоянии.
Важно! Погрузку опасных веществ должны производить только те сотрудники, у которых есть надлежащая квалификация. На протяжении маршрута состав с опасным грузом должны сопровождать экспедитор и охрана.

Обязанности грузополучателя

Со времени регистрации прибытия вагона с опасными (взрывчатыми) веществами на станцию грузополучатель не имеет права задерживать его более чем на 2 часа.

Если опасный груз поступает в одном или нескольких вагонах или контейнерах на станцию общего пользования, грузополучатель, как и начальник станции отправления оповещают об этом начальника станции получения.

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам определяют 9 классов и 4 подкласса таких грузов:

1 класс — Взрывчатые вещества и изделия

2 класс — Газы

3 класс — Легковоспламеняющиеся жидкости

4 класс — Легковоспламеняющиеся твердые вещества, в том числе самореактивные и десенсибилизированные взрывчатые вещества

В этом классе есть 2 подкласса: самовозгорающиеся вещества и выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

5 класс — Окисляющие вещества

Здесь один подкласс: органические пероксиды

6 класс — Яды и токсичные вещества

Здесь также есть подкласс: инфекционные вещества

7 класс — Радиоактивные материалы

8 класс — Едкие вещества, вызывающие коррозию

9 класс — Прочие опасные вещества и изделия

Грузоотправитель должен обозначить:
  • класс,
  • категорию,
  • степень опасности,
  • группы совместимости груза.
Сделать он это должен в соответствии с Приложением 1 к Правилам перевозки и на основе международных принципов классификации, установленных Типовыми правилами ООН.

Особенное внимание уделяют перевозке опасных грузов 1 класса. В частности, пристально следят за исправностью вагонов и контейнеров (хопперов). Например, запрещено использовать хоппер, если до его ремонта остается менее 15 дней.

Для перевозки грузов 1 класса опасности предусмотрено строгое требование к тормозным колодкам. Они должны быть из композитных материалов, а толщина — не менее 30 мм. А если оборудование состава включает ручной стояночный тормоз и переходные площадки, то перевозка опасного груза должна происходить в сопровождении сотрудников ВОХР (Военизированная охрана).

Технический осмотр состава

Перед подачей состава для погрузки взрывчатых и других опасных материалов в обязательном порядке проводится контроль его технического состояния. Погрузка должна быть не позднее 24 часов после проведения техосмотра.

Технический осмотр проводят квалифицированные сотрудники станции отправления по предварительной заявке грузоотправителя. Правила устанавливают, что эта заявка может быть направлена как в письменном виде, так и по телефону.

После техосмотра на разобщительных кранах состава должны стоять пломбы, которые ставит осмотрщик. В завершение заполняется свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера.

Сотрудники, которые проводили технический контроль, вносят соответствующие записи в журнал техосмотра.
После завершения транспортировки опасного груза и выгрузки грузополучатель обязан за свой счет провести мойку вагонов, цистерн или контейнеров.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda