Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
07.03.2024
9 минут

Исключительные тарифы.
Что нужно знать?

Текущая государственная политика в области ценообразования на железнодорожном транспорте не предполагает столь широкого, как еще 15−20 лет назад, применения механизма как исключительных тарифов. Однако пусть и в ограниченном масштабе, но они все же присутствуют, чтобы привлечь грузопоток на сеть РЖД.

Что такое исключительные тарифы?

Исключительными тарифами на железнодорожном транспорте называются ставки на перевозку грузов, которые утверждаются государством «за пределами» Прейскуранта № 10−10 — документа. Он отражает регулярные, постоянные котировки.

Как появились и для чего применяются?

Современная система тарифов на сети «Российских железных дорог» на перевозку грузов и сопутствующие услуги была запущена в 2003 году. Она включает в себя следующие виды тарифов:
  • регулируемые государством (Прейскурантом № 10−10 и другими документами). Например, предоставление железнодорожных путей общего пользования под перевозку, перевозка грузов с объявленной ценностью, подача и уборка вагонов;
  • регулируемые РЖД: таможенное декларирование грузов, идущих по процедуре таможенного транзита, переадресовка вагонов на станции назначения, очистка, промывка подвижного состава;
  • регулируемые отдельными дорогами РЖД в рамках своего полигона, вроде маневровой работы на путях общего пользования;
  • терминально-складские услуги.
В Прейскуранте № 10−10, главном документе тарифной системы, была целенаправленно заложена ценовая дискриминация. Перевозка экспортных грузов в направлении российских портов была примерно в полтора раза дешевле, чем их транспортировка через сухопутные пограничные переходы. Кроме того, все грузы были поделены еще и на три класса. Первый класс перемещался по цене, которая была ниже себестоимости перевозки, то есть ОАО «РЖД» работало с данной номенклатурой себе в убыток. Второй класс «платил» в районе себестоимости перевозки. А тарификация третьего была значительно выше, чем эта себестоимость.
Ценовая дискриминация преследовала разумные экономические цели. Относительная дешевизна транспортировки в адрес российских портов помогала отечественным гаваням получить дополнительный поток. А разделение на классы поддерживало отрасли, чья продукция не могла «похвастаться» высокой ценой за тонну. Если бы фабрики и заводы из таких отраслей платили бы за транспортировку хотя бы по себестоимости, то вполне возможно, что их логистические издержки порой превышали бы стоимость самого груза.
Исключительные тарифы тоже являются своего рода ценовой дискриминацией. Их механизм был введен правительством страны для того, чтобы поддержать отдельные отрасли или же отдельных производителей, а также не допустить ухода ряда номенклатур на конкурирующие с железной дорогой виды транспорта, в частности, речной и автомобильный. Некоторые скидки давались с условием, что промышленный сектор обеспечит погрузку не меньше определенного количества тонн.

Правовой основой для исключительных тарифов послужило принятое в 2004 году правительственное постановление, которое в настоящее время действует в редакции от 4 сентября 2015 года. В документе уточнялось, что исключительные тарифы на перевозку во внутрироссийском и международном сообщении утверждает Федеральная служба по тарифам (позже она вошла в состав Федеральной антимонопольной службы), а транзитные по территории РФ — Министерство транспорта страны.

В 2012 году было решено дать право на предоставление скидок компании РЖД. Так перевозчик мог более гибко и оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру, не дожидаться рассмотрения и утверждения исключительных тарифов со стороны ФСТ (Федеральной службы по тарифам). При этом РЖД может вводить понижающие или повышающие коэффициенты к ставкам Прейскуранта только в рамках утвержденных ФСТ ценовых коридоров.

РЖД может в заданных пределах менять тарифы в любой момент. Практика сложилась следующая: большинство из «преференций» утверждаются на заседании правления компании в декабре и имеют срок действия с 1 января по 31 декабря предстоящего года. И дополнительно в течение этого же года по мере необходимости перевозчик принимает точечные оперативные решения.

Какие исключительные тарифы действуют в 2024 году?

Обзор тарифных скидок необходимо разделить на два блока:
  • краткосрочные исключительные тарифы (действуют до 31 декабря 2024 года);
  • долгосрочные (введены в 2020 году и действуют с 1 января 2021 года до конца 2025 года).
Краткосрочные утвердили на заседании правления РЖД 14 декабря 2023 года. По его итогам был выпущен Протокол № 102, который содержит понижающие коэффициенты, направления перевозки с указанием вида сообщения, станций и дорог и коды исключительных тарифов, а точнее, коды грузов по ЕТСНГ, на которые распространяются принятые решения.
Список включает 27 позиций. Среди них, например, перевозка:
  • легковых автомобилей со станций СвЖД и ДВЖД на станции МЖД с пониженным коэффициентом 0,805 к Прейскуранту;
  • плодоовощной продукции из Узбекистана и Таджикистана в РФ (0,5);
  • медной руды с ряда станции СвЖД на ряд станций также на СвЖД (0,75).
В начале 2024 года РЖД ввело и скидку в размере 22,5% на транспортировку медного концентрата в пределах ЗабЖД и продлило «льготу» в 30% на перевозку бутадиена по некоторым внутрироссийским направлениям.

Долгосрочные скидки приняты в декабре 2020 года (Протокол № 66 от 4.12.2020).

В их списке всего несколько позиций, которые включают в себя легковые автомобили, ряд кодов ЕТСНГ по нефтепродуктам на экспорт, а также грузы на паромной переправе порт Кавказ (Россия) — порты Батуми и Поти.

В заключение отметим, что исключительные тарифы могут быть как пониженными, так и повышенными. Последние применяются при серьезном отклонении реального объема груза, предъявленного к погрузке, от возможностей железнодорожной инфраструктуры на конкретных направлениях.

В настоящее время РЖД применяет ценовой коридор исключительно в сторону использования понижающих коэффициентов, притом порой весьма ощутимых, например, 0,5. Подобная тарифная политика продиктована стремлением компании составить конкуренцию речному и автомобильному видам транспорта по отдельным уязвимым номенклатурам. Вместе с тем скидки часто обусловлены: они предоставляются только в обмен на минимальные объемы погрузки, что позволяет РЖД обеспечивать рентабельность по обслуживанию данного грузопотока и более рационально планировать свою работу в течение года.
Введенные несколько лет назад целевые надбавки на ремонт инфраструктуры с коэффициентом в 2024 году 1,07 и транспортную безопасность (в 2024 — 1,01; в 2025 — 1,02) не имеют отношения к исключительным тарифам. Это целевой «сбор», который распространяется на все перевозки, а не на отдельные виды грузов.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda