Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
31.05.2024
5 минут

Перевозки в Узбекистан: на что обратить внимание

Республика Узбекистан в сфере экономических интересов России важную роль играла всегда. В последние же годы эта роль стала серьезнее из-за изменений в карте маршрутов для российского экспорта и импорта. В ближайшие годы Узбекистан как торговый партнер усилится благодаря экономическому развитию. То же самое произойдет и с объемом железнодорожных перевозок. Компания Глобал Логистик рассказывает, на что обратить внимание.

Российско-узбекские экономические отношения: устойчивый рост

В 2023 году объем взаимной торговли между Россией и Узбекистаном вырос на 5,3% по сравнению с 2022-м и достиг в денежном выражении $ 9,8 млрд. К 2030-му году правительства стран планируют увеличить в два раза — до $ 20 млрд. Отметим, что такой же планки власти среднеазиатской республики хотят достичь и в отношениях с Китаем, подчеркивая тем самым, что торговля с Россией столь же важна, что и с КНР.

Цель можно было бы назвать амбициозной, но, похоже, что она не просто реальна, а скорее даже консервативна. В январе-феврале 2024 года торговый оборот вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го года.

Еще одна интересная цифра: внутренний валовый продукт Узбекистана в 2023 году увеличился на 6%, в то время как мировая экономика — только на 3%. В том, что государство опережает среднемировые темпы роста, чего-то особенного нет. Особенная здесь разница — в два раза. Что говорит о том, что Узбекистан на траектории бурного экономического развития, а значит, будет нуждаться в еще большем ресурсе, в том числе для промышленности.

И эти ресурсы, в первую очередь сырье и оборудование, поставляет как раз наша страна. Россия продает Узбекистану нефть, сжиженный газ, лес, пиломатериалы, станки, продукцию черной и цветной металлургии. Перевозка грузов в Узбекистан осуществляется в основном железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Несложно заметить, что часть номенклатуры российского экспорта тяготеет к стальным магистралям.

Если говорим о перевозках из Узбекистана в Россию, а также о маршрутах Казахстан—Узбекистан (Казахстан часто служит транзитной территорией), то номенклатура состоит в первую очередь из хлопка, одежды, обуви, а также фруктов и овощей.

Железнодорожная отрасль Узбекистана

Базовая информация:
  • перевозчик по железным дорогам страны — государственная «Узбекистон темир йуллари» (УТИ). Длина железнодорожных путей составляет около 7,5 тыс. километров;
  • размер колеи «российский» — 1520 миллиметров;
  • в год УТИ перевозит около 100 млн т грузов и более 9 млн пассажиров. Годовой грузооборот находится на уровне 25 млрд тонно-километров, пассажирооборот — 3,5 млрд пассажиро-километров.
Узбекистан входит в Совет по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, и правовое регулирование железнодорожных перевозок внутри страны не слишком отличается от того законодательства, которое принято на большей части бывшего СССР. Это касается и технической, и технологической составляющей.

Казалось бы, что перевозки по территории Узбекистана, из него и в адрес получателя груза в этой стране в силу общности правовой и технической составляющих не должны доставлять затруднений. Однако неопытным грузовладельцам и экспедиторам приходится сталкиваться с неожиданными для себя особенностями. Например, в Узбекистане непросто найти в открытых источниках, в интернете, информацию о компаниях-экспедиторах, нормах и правилах перевозок, режиме работы организаций.

Характерный пример: в конце 2023 года приняты новые Правила перевозки грузов, базовый документ, который определяет понятия участников логистической цепочки, например, УТИ, грузовладельцев и экспедиторов Узбекистана, и взаимоотношений между ними. Правила изданы на узбекском языке, и для того, чтобы прочитать их на русском, требуются усилия.
Деловые договоренности сначала достигаются в личном общении и лишь затем фиксируются. Без очного контакта процесс двигается долго.

Есть и другие особенности, которые требуют присутствия на месте. Именно поэтому Глобал Логистик открыло здесь, как и Казахстане, полноценное представительство.
В конце 2023 года президент страны Шавкат Мирзиёев одобрил схему реформирования АО «Узбекистон темир йуллари». Из единой структуры она преобразуется в холдинговую компанию. Головное предприятие будет владельцем шести дочерних компаний, каждая из которых будет заниматься одним видом активов или операций:
  • инфраструктурой;
  • грузовыми вагонами;
  • логистикой;
  • железнодорожными станциями;
  • перевозкой пассажиров;
  • управлением культурными, спортивными, медицинскими подразделениями.
Сама УТИ возьмет на себя функции:
  • общего менеджмента,
  • бухгалтерского учета,
  • стратегического планирования,
  • финансов,
  • осуществления закупок,
  • кадров.
Цель реформы состоит в том, чтобы превратить железнодорожную компанию Узбекистана в современного провайдера логистических услуг. Характерный показатель: в электронном виде оформляется менее 10% грузовых накладных и других документов, что говорит о том, что пространство для модернизации значительное.

Глобал Логистик — ваш представитель в Узбекистане

Те, кто работал в России в отрасли железнодорожных перевозок в период с 2003 года и до середины 2010-х, понимают, что реформирование сопряжено с большим количеством возникающих нестыковок, вопросов, на которые сейчас нет ответа, локальным дефицитом транспортных ресурсов и инфраструктуры. Для успешных железнодорожных перевозок в Узбекистан, по его территории, из этой страны нужно держать руку на пульсе и понимать местную специфику, правила игры, которые к тому же будут быстро меняться.
Компания Глобал Логистик выступает в Узбекистане агентом клиента. Мы представляем ваши интересы в ряде моментов: проверить благонадежность компании, с которой вы планируете вступить в деловые отношения, помочь с подписанием договора, проинформировать о местоположении вагона.
Мы постоянно расширяем перечень услуг в сфере железнодорожных перевозок в Узбекистане. В работе следующие проекты:
  • уточнение детального статуса вагона, его положение на железнодорожной станции;
  • помощь при взаимодействии со станцией и грузоотправителем или грузополучателем для корректного и быстрого оформления вагона;
  • помощь в организации групповой отправки вагонов при конвенционных запретах;
  • предоставление телеграмм.
Возможно, что в момент, когда вы читаете эту статью, планируемые услуги уже оказываются. Отправьте запрос или позвоните, мы подберем решение, чем можем помочь вашему бизнесу.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda