Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
20.11.2023
8 минут

Нейросети в логистике
и железнодорожных перевозках

Использование искусственного интеллекта в сфере транспорта и логистики перестало быть фантастикой и становится реальностью. В чём главные преимущества и опасности этой перспективы?

Развитие компьютеризации и автоматизации технологических процессов настолько плотно вошло в нашу жизнь, что без этого уже трудно представить себе многие сферы бизнеса. Внедрение нейросетей в эти процессы является следующим, многообещающим шагом к новому уровню сервиса.

Транспортное сообщение и логистика — одни из тех направлений бизнеса, где использование нейросетей становится не только перспективным трендом, но и насущной необходимостью. Беспилотные поезда и автомобили не просто тестируются, но уже запускаются в пользование, хотя и в экспериментальном пока что режиме. Внедренные в системы управления алгоритмы уже могут отслеживать состояние дорог, регулировать транспортные потоки и даже сигнализировать о необходимости ремонта в определённом месте. В России эти проекты также имеют свои перспективы.

Наиболее активно внедрение нейросетей происходит в тех областях транспортной сферы, где возможно наиболее четкое планирование маршрутов — в организации городского движения, курьерской доставке и железнодорожных перевозках.

Чем помогают нейросети:
  • формируют безопасную транспортную сеть,
  • регулируют транспортные потоки,
  • управляют складской логистикой,
  • планируют и оптимизируют маршруты.
Изображения для статьи сгенерировал искусственный интеллект онлайн-фоторедактора Fotor

В автомобильных и в особенности водных грузоперевозках внедрение ИИ пока наиболее затруднено.
Получите на почту бесплатную подборку ТОП-10 книг о логистике
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

Искусственный интеллект и железнодорожные перевозки

Использование возможностей нейросети позволяет вести предикативную (прогнозную) аналитику для планирования маршрутов. Это особенно актуально для железнодорожных перевозок.

Традиционно, когда этим занимаются люди, используется ограниченный набор данных — в основном это длина маршрута и средняя скорость движения на выбранном направлении. Эти данные принимаются как статичные, без учёта актуальных изменений.

Нейросеть при решении такой задачи способна учитывать и анализировать гораздо больше факторов — практически все, которые можно получить: данные о погодных условиях, трафике и времени ожидания, сроках погрузки-разгрузки на конкретных станциях, вплоть до индивидуальных характеристик тех или операторов и заказчиков. Оперирование такой объемной базой данных открывает совершенно новые возможности и параметры точности планирования маршрутов.

В особенности это актуально для крупных сетевых поставщиков.
…полная автоматизация цикла прогнозирования повысила точность на 45%, а скорость расчетов — в десятки раз. В результате случаи Out-of-Stock сократились на 10%, объем неликвидов снизился на 50%. Совокупный экономический эффект составляет сотни миллионов рублей в год.
— сообщил агентству РБК представитель компании «Алиди», ведущей поставки потребительских товаров многих известных брендов более чем в 100 000 торговых точек в России, Беларуси и Казахстане.
Выгода складывается из прямой экономии на производственных, складских и транспортных издержках, а также таких косвенных факторов, как:
  • сокращение трудоемкости при обработке отчетности;
  • уменьшение ошибок в расчетах;
  • возможность быстрее принимать верные решения.
Совершенно новой и кардинально важной для эффективного использования нейросетей на железнодорожном транспорте стала возможность получения актуальных данных собственно с подвижных составов. Ещё в 2020 году один из главных игроков на рынке контейнерных перевозок, компания «Мэрск» (Maersk) начала использовать 50 000 «умных контейнеров». Они снабжены датчиками, которые передают через Интернет-данные о своей геолокации, состоянии дверей и корпуса контейнера, температуре снаружи и внутри и ряд других важных данных. Всё это позволило поднять возможности отслеживания груза и его состояния до немыслимого ранее уровня.

В настоящее время для российских грузоотправителей и перевозчиков все эти возможности, открытые компанией Maersk, оказались закрыты.

В России использование нейросетей в железнодорожном транспорте — это прерогатива государственного монополиста. В 2017 году в экспериментальном депо в Ленинградской области начались испытания условно-беспилотных маневровых локомотивов, которые через два года смогли работать почти полностью в автоматическом режиме.

Подобная «контролирующая» функция человека реализуется на МЦК. По кольцевой железной дороге, проходящей по границам Москвы, в 2019 году началось экспериментальное движение электропоезда с третьим уровнем автономности. Нейросеть управляет движением и остановкой поезда, человек отвечает за двери поезда и берёт на себя управления в нештатной ситуации.

Начать плановое движение полностью автоматизированных поездов по МЦК планировалось в 2024 году. В августе 2023 года АО «НИИАС» пока смог продемонстрировать модель одновременного управления только двумя автоматизированными электропоездами на выставочном стенде.

Эффекты искусственного интеллекта

Изображения для статьи сгенерировал искусственный интеллект онлайн-фоторедактора Fotor

Практически все компании, активно внедряющие использование нейросетей в транспортной и логистической сфере, отмечают два важнейших эффекта:
  • уменьшение влияния отдельного человека на работоспособность системы;
  • существенное снижение издержек.
По словам вице-премьер-министра правительства Российской Федерации Дмитрия Черниченко, выгода от снижения операционных расходов при использовании ИИ к концу 2023 года должна совокупно достичь 400 млрд рублей.

Первая выгода от использования нейросетей — это возможность заменить ими людей. Это же является и наиболее проблемной перспективой, поскольку в самой грубой форме может активизировать рост безработицы.
Поэтому грамотные руководители задумываются над тем, как совместить уменьшение издержек в результате использования роботов с повышением эффективности работы людей.

Ряд российских логистических компаний применяют искусственный интеллект в бэк-офисе. Нейросети помогают автоматизировать рутинные задачи, что освобождает время сотрудников для выполнения своей основной работы. В частности, ИИ занимается оптимизацией проведения финансовой информации, ускоряет обработку служебных данных и таможенное оформление.

Наша компания не осталась в стороне этого тренда. Сотрудники активно участвуют в обсуждении возможностей, экспериментируют с разными нейросетями. Самым популярным на сегодняшний день является нейросеть Chat GPT. Направляя запросы в GPT, мы получаем ответ, который оказывается существенно релевантнее того, что может выдать простой поиск в Google. Использование нейросети уже позволяет нам экономить рабочее время. Также ИИ помогает нам и в других вопроса, например, для конвертации видео или аудио-материалов презентаций в текст. Сейчас сотрудники тестируют разные инструменты на основе ИИ, в наших амбициях внедрять их в работу и повышать эффективность процессов.

Самая ценная способность ИИ — быстрая и точная работа с большими базами данных. В этом же состоит и третья проблемная тема внедрения ИИ. Хотя само использование нейросетей позволяет снижать издержки, оно же вынуждает компании делать крупные инвестиции в новое оборудование, которое позволяет создавать и управлять большими базами данных и повышать точность этих данных. Кроме того, какими бы продвинутыми ни были нейросети, они не могут работать без участия людей. Это означает, что компаниям требуется повышать компьютерную грамотность своих работников, а порой буквально обучать их новым методам работы. Это точно так же связано и с прямыми затратами, и с инвестициями в развитие человеческих ресурсов.

Все перспективы развития железнодорожного транспорта с применением ИИ — это будущее, которое начинается сегодня. Однако пока мы можем вполне уверенно сказать — это лишь начало, и реальная практика грузоперевозок ещё не скоро станет такой, какой она видится оптимистам из IT-сферы.

В реальности все основные решения остаются за человеком, вернее — за опытными специалистами. Именно такие специалисты работают в Глобал Логистик, и пока нет более эффективного способа рассчитать расстояние и тарифы, чем обратиться непосредственно к профессионалам.

Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda