Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
21.03.2024
6 минут

Скоропортящиеся грузы:
три рекомендации
для грузоотправителя

Скоропортящиеся грузы железнодорожным транспортом перевозить надежнее, чем автомобильным. Не всегда дешевле и не всегда быстрее, но под строгим надзором РЖД, компаний-операторов, экспедиторов и в совокупности со строгими правилами дает хороший результат. Как его достичь, рассказали в этой статье.

Рекомендации полезны как тем, кто заказывает услугу у логистических компаний, так и тем, кто взаимодействует напрямую с оператором подвижного состава.

Что входит в понятие «скоропорт»?

Начнем с определений и другой необходимой базы.

Под термин «скоропортящиеся грузы» попадают номенклатуры (как пищевые, так и непищевые), которые требуют при перевозке одного или нескольких условий:
  • охлаждения;
  • отопления;
  • вентилирования.
Такая защита нужна, чтобы не испортить груз под воздействием на него неприемлемых температур и наружного воздуха. Отсюда возникают специфические требования, которые касаются:
  • упаковки груза;
  • срока перевозки;
  • температурного или температурно-влажностного режима;
  • товарного соседства;
  • погрузки и разгрузки;
  • соответствующей документации как на груз, так и на подвижной состав.
Роспотребнадзор выдает санитарный сертификат на транспорт, предназначающийся к перевозке после освидетельствования подвижного состава.

Советы по транспортировке скоропортящихся грузов

Первая часть нашего текста призвана показать, что перевозка «скоропорта» (притом любым видом транспорта) серьезно отличается от перевозки грузов, не требующих особых условий. И пренебрежение одной деталью может повлечь порчу или даже утрату груза и сопутствующие убытки.

Иногда убытки возникают даже в том случае, когда груз вовремя и в целости доставлен до станции назначения.

Выделили три рекомендации, которые стоит учесть грузоотправителям, которые заказывают перевозку скоропортящихся товаров.

1. Изучайте нормативно-правовую базу

В первую очередь изучите приказ Министерства транспорта России № 66 от 04.03. 2019 года «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов».

Этот приказ знают представители компаний, которые не пользуются услугами по перевозке «под ключ» — при ней логистическая компания, железнодорожный оператор или экспедитор берут на себя все заботы и всю ответственность как перед клиентом, так и перед ОАО «РЖД».

Почему важно знать «Правила…» и другие регулирующие документы? Дело в том, что эти «Правила…» были призваны упростить процесс перевозок «скоропорта» по железным дорогам. С этой целью Министерство транспорта разрешило грузоотправителям самим определять условия перевозки, упаковки и крепления товаров в подвижном составе, на основе тех документов, которые разработал производитель товара. Но чем больше прав у грузоотправителя, тем больше и ответственности. Более того, как раз грузоотправитель и несет ответственность за верный выбор условий перевозки.

Как пример, обратим внимание на пункт 4 «Правил…». Он разрешает перевозить груз не в специализированном подвижном составе, а «в крытых вагонах и универсальных контейнерах», при выполнении ряда условий, которые сохраняют груз и пр. Кто же определяет, будут ли условия на конкретном рейсе соблюдены? Грузоотправитель, если, конечно, не нанял на перевозку специализированную компанию.

Иногда ОАО «РЖД» полагает, что перевозка ведет к недополученной прибыли или же создает угрозу пользователям железнодорожного транспорта. Сама транспортировка проходит благополучно, однако по итогам ОАО «РЖД» взыскивает с отправителя или же его агента пятикратную стоимость перевозки. Это частный эпизод, хоть и распространенный.
Получите на почту бесплатную памятку «7 этапов проверки сборных грузов»
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Еще раз акцентируем внимание на главном: ответственность за выбор условий транспортировки лежит на грузоотправителе. Они продиктованы той документацией, которую выпустил изготовитель товара.

2. Выбирайте поставщика транспортных услуг с опытом перевозки вашей номенклатуры

Вторая рекомендация связана с первой. В категорию «скоропортящиеся грузы» попадают разнообразные товары: свиные туши, рыба, ягоды, лекарственные препараты, ягоды, грибы, молоко и пр. Условия перевозки для одного вида отличаются от условий для другого. Требования к мясу не похожи на, скажем, требования к ягодам, а к рыбным консервам — к той же замороженной рыбе. Общее между этими номенклатурами только слово «скоропорт», остальное, будь то упаковка или крепление груза внутри подвижного состава — разное.

Логичный совет при найме транспортной компании: поинтересоваться, был ли у сотрудников опыт перевозки не некоего «скоропорта», а вашей номенклатуры. Если такой опыт удачный, то компании стоит доверять. Если же нет, то пропишите в договоре ответственность со стороны поставщика транспортных услуг. Риск ошибиться есть всегда. При отсутствии опыта этот риск возрастает. Напомним, что ошибка в выборе условий перевозки приведет к пятикратному штрафу ее стоимости.

3. Следите за тарифной политикой и сезонностью

У большинства скоропортящихся номенклатур есть сезонность, которая зависит еще и от урожая. Это приводит к пикам спроса на специализированный подвижной состав — рефконтейнеры, изотермические вагоны и рефсекции. Косвенно эти пики влияют на востребованность в моменте на универсальные вагоны и контейнеры. Кроме того, и размер урожая вносит колебания в спрос и предложение.

Тарифная политика при перевозке скоропортящихся грузов по сети РЖД строится следующим образом. Подвижным составом владеют железнодорожные компании или операторы. Грузоотправитель, или представитель в лице логистической компании, заказывает у них услугу по перевозке. Оператор из этой сумму оплачивает услуги РЖД по предоставлению инфраструктуры путей общего пользования и локомотивной тяги согласно установленным государством тарифам. Заработок самого оператора — с предоставления подвижного состава в аренду клиенту. И вот размер платежей за эту аренду государством не регулируется. Его устанавливает оператор в зависимости от спроса, предложения и других факторов. Перевозка для конечного клиента не ограничена по ценовому «потолку», и определяется рыночными причинами. Поэтому важно следить за конъюнктурой.
Пример: каждый четный год на Дальнем Востоке идет лососевая путина. Если вылов крупный, то с лета по конец осени растет спрос на «холодильные» подвижные составы, а перевозка дорожает. Если грузоотправитель не учтет этот фактор, то, столкнется с дефицитом перевозочных мощностей в западном направлении или непомерными ценами.

А может воспользоваться такой ситуацией: операторы будут заинтересованы в обратной загрузке, чтобы не гнать подвижные составы на Дальний Восток пустым, и потому по восточному направлению будут готовы предлагать выгодные ставки.
Чтобы учитывать тарифные нюансы, целесообразно обращаться в логистические компании, чьи сотрудники в них разбираются. В Глобал Логистик работают профессионалы, которые помогают грузовладельцам с оплатой железнодорожных тарифов уже 13 лет.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda