Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
21.06.2024
6 минут

Перевозки по территории Казахстана: как работает Глобал Логистик

Товарооборот между Россией и Казахстаном растет, как и спрос на перевозки между двумя странами. В этой статье мы привели краткий обзор железнодорожной отрасли соседней республики и рассказали, чем компания Глобал Логистик может помочь вам в работе на данном направлении.

Международные перевозки через Казахстан — удачное местоположение

Самая крупная республика Средней Азии, страна, у которой с Россией самая протяженная граница, — отличное решение для транзита. Она граничит с Россией на севере, с Китаем — на востоке, с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном — на юге. Расположение делает государство участником нескольких транспортных коридоров. Так, именно через Казахстан лежит самый короткий путь для товаров из некоторых провинций Китая в Россию и далее в Европу. По его территории в южных областях проходит также ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia). В западной части — один из участков коридора Север-Юг, что открывает путь для грузов в Иран и далее в страны Ближнего Востока и Индию. Есть и многообещающий широтный Транскаспийский коридор, который соединит Китай со странами Европы и Закавказья через Каспий, над его строительством и популяризацией в настоящее время работают правительства заинтересованных стран.

И не только транзитными возможностями привлекает Казахстан. Еще в советское время республика, обладающая запасами полезных ископаемых, включая редкие, построила сильный промышленный комплекс. Грузовая база значительная, и с каждым годом только растет. Как и население страны, которое предъявляет все больший спрос на товары различного назначения.

Железнодорожные перевозки в Казахстане: как выглядит отрасль

Дежурный тезис о большой роли в экономике, которую играют железные дороги, в данном случае вовсе не банален. В Казахстане нет внутреннего водного транспорта. Сеть автомобильных дорог пока развита недостаточно. Авиационный транспорт подходит только для ряда логистических сегментов. Остается сеть стальных магистралей, на которую и падает основная грузовая работа. Ей уделяется приоритетное внимание из-за сырьевой направленности национальной экономики. Перевозки из Казахстана в Россию и в обратном направлении в основном осуществляются по железным дорогам.

Структура управления отраслью построена вокруг АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) — Казахских железных дорог. Некогда единая компания, национальный перевозчик, в настоящее время представляет собой холдинг: корпоративный центр, владеющий другими, специализированными фирмами и сервисными предприятиями, — по управлению инфраструктурой, обслуживанием пассажиров, логистикой, вокзалами и пр.

Развит частный сектор: экспедиторы Казахстана играют ключевую роль в обслуживании клиентов, выступая квалифицированными посредниками между грузовладельцами и КТЖ.

Погрузка КТЖ составляет в год не менее 250 млн т, и постоянно растет. Основная номенклатура:
  • каменный уголь;
  • зерно;
  • продукты перемола;
  • нефтяные грузы;
  • железная и марганцевая руды;
  • химические удобрения;
  • руды цветных металлов;
  • серное сырье;
  • строительные грузы.
Грузооборот КТЖ находится на уровне около 270 млрд тарифных тонно-километров с тенденцией к увеличению, что объясняется разработкой месторождений полезных ископаемых, ростом промышленного производства, транзитного потока и активизацией потребительского спроса.

Перевозка грузов из Казахстана в Россию, как и импорт из России в Казахстан, занимает значительную долю в бизнесе КТЖ — около 90 млн т по всем экспортно-импортным операциям между двумя странами. Они также в среднегодовом исчислении растут. Экономическое сотрудничество, в том числе в сфере международных перевозок, облегчает не только то, что оба государства находятся в одном железнодорожном пространстве с точки зрения техники, технологий и регулирующих моментов, таких как правила перевозки, документы и т. д. Важно и то, что Россия и Казахстан в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) используют единую регулятивную базу в таможенных операциях. Более того, между странами нет таможенных границ, что значительно сокращает логистические издержки.

Развитие железнодорожной отрасли Казахстана

Для начала факт, который говорит сразу о многом: в 2023 году инвестиции в развитие железнодорожных перевозок в Казахстане по сравнению с 2022-м годом выросли в три раза. В ближайшие три года сеть должна увеличиться на 1,3 тыс. километров новых железнодорожных путей.

Помимо непосредственного наращивания перевозочных и провозных ресурсов, правительство страны ставит задачу и по цифровой трансформации отрасли. Планируется создание государственной интеллектуальной транспортной системы, которая на первом этапе будет собирать большие данные (big data) об автомобильных перевозках и с помощью искусственного интеллекта принимать управленческие решения по приоритизации инфраструктурных проектов. На следующих этапах к системе планируется подключить и другие виды транспорта, включая железные дороги, чтобы объединить в рамках единой цифровой системы управление всем комплексом перевозок страны.

Чем помогает Глобал Логистик своим клиентам?

Глобал Логистик основал дочернюю структуру в Казахстане, ТОО «Глобал Логистик KZ», в 2012 году, всего через год после собственного появления. Это объяснимо: несмотря на единое железнодорожное пространство, при перевозках по Казахстану возникает множество нюансов, которые сложно или даже невозможно разрешить из России.

Статус отдельной структуры-резидента Казахстана дает широкие возможности:
  • мы принимаем платежи в валюте клиента. При работе в этой стране, например, для оплаты услуг КТЖ или железнодорожных экспедиторов Казахстана вам не придется делать валютный перевод;
  • с клиентами из Казахстана мы можем работать по электронному документообороту (ЭДО), что значительно ускоряет прохождение документов для перевозки, тарифных платежей, а также повышает надежность передачи сведений;
  • благодаря нашей корпоративной финансовой системе возможно быстрое перераспределение денежных средств между дорогами разных стран, что крайне удобно для вас при оплате транзитных платежей при перевозках по Казахстану.
Мы также консультируем по правилам перевозки в Казахстане и помогаем с решением спорных вопросов. Компания Глобал Логистик работает по агентскому договору, поэтому представляет именно ваши интересы. У нас 13 лет экспертизы, поэтому точно найдем решение для вашей задачи!
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda