Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
02.05.2024
6 минут

Аутсорсинг в логистике: что лучше доверить подрядчику в международной железнодорожной перевозке?

Логистический аутсорсинг появляется в бизнес-стратегии тогда, когда промышленная или торговая компания готова отдать свои операции по перемещению товаров внешнему исполнителю. Особенно актуален он при международных железнодорожных перевозках.

Для начала имеет смысл рассмотреть общую теорию данного вопроса, чтобы понять плюсы и минусы найма внешнего подрядчика, а затем уже более узко обсудить железнодорожную составляющую.

Виды логистического аутсорсинга

В профессиональной литературе встречается классификация «делегирования» по тем функциям, которые доверяют подрядчику: складской аутсорсинг, транспортный, таможенный, железнодорожный, экспортный и пр.

Другая классификация исходит из полноты:
  • частичный, при котором передаются только некоторые функции;
  • полный, что подразумевает закрытие внешним исполнителем всех потребностей клиента, связанных перевозками, складированием, таможенным оформлением и пр.

Плюсы аутсорсинга

Найм исполнителя на те или иные операции, связанные с транспортировкой сырья и готовой продукции, может принести несколько серьезных выгод, притом вовсе не обязательно финансовых. И чаще всего, по нашему опыту, решение о найме внешнего поставщика принимается тогда, когда бизнес видит комбинацию плюсов, а не только какой-то один.

Фокус на главном

Избавляясь от транспортных забот, а точнее, делегируя их на профессионалов, компания получает возможность не распылять внимание руководящего состава и сосредоточиться на своем продукте.

Рыночная цена

Аутсорсинг помогает получить лучшее предложение по цене и качеству из имеющихся в текущий момент — в том случае, если среди логистических операторов устраивается тендер или конкурс. Очевидно, что конкуренция среди претендентов заставит их дать максимально выгодную для потенциального клиента цену на свои услуги.

Самые современные технологии

Если логистика не является для компании тем, на чем она зарабатывает, то и внимания ей (технологиям, оборудованию, обучению персонала, оптимизации издержек) уделяется меньше, чем приоритетным, продуктовым, направлениям. В этом нет большой проблемы, особенно если транспортные издержки находятся в приемлемых параметрах. Но это может стать проблемой, если затянуть с обновлением. Грамотный выбор аутсорсера, для которого логистика является специализацией, означает, что вы будете пользоваться последними достижениями транспортной отрасли. То же самое касается и компетенций. Что в конечном итоге может повлиять и на вашу конкурентоспособность.

Оплата по факту

Экономия с помощью аутсорсинга достигается не только благодаря тому, что услуги внешнего оператора могут быть дешевле, чем самостоятельная организация хранения и доставки товаров. Многие компании прибегают к подобному способу, чтобы не обзаводиться лишними активами, которые востребованы не всегда. Обычно речь идет о складах, транспортных средствах и персонале. Скажем, для производителя сувениров вторая половина года характеризуется возрастающей потребностью в хранении и перевозке его продукции. В первые же месяцы года склады пустуют, а грузовые машины простаивают. Если отдать логистику «вовне», то платить за неиспользуемые активы не придется.

Быстрая экспансия

Иногда при захвате новых рынков, если мы говорим о географии, имеет значение скорость: чем быстрее бренд будет представлен в данном регионе, тем у него больше шансов в нем закрепиться. Бывает, что необходимость в быстром развитии продиктована стремлением менеджмента продемонстрировать собственникам бизнеса или фондовому рынку, если компания обращается на бирже, отличную динамику. Своими силами проводить экспансию: просчитывать маршруты, подбирать подвижной состав, формировать смету, искать склады и дополнительно нанимать персонал — конечно же, можно. Но дольше, чем при обращении к поставщику, который уже обладает нужными ресурсами в нужной локации или сможет оперативно их найти.

Логистический аутсорсинг в разрезе экспансии еще более актуален при выходе на международные рынки. Более того, он часто вообще является единственным вариантом, поскольку на изучение транспортного законодательства и других национальных особенностей страны присутствия может уйти неприемлемо много времени. А в некоторых странах перемещением товаров и вовсе могут заниматься только местные провайдеры.

Сдерживающие факторы перехода на логистический аутсорсинг

В российском бизнесе есть ряд причин, которые порой не позволяют компаниям, причем вне зависимости от размера и отрасли, воспользоваться выгодами аутсорсинга всех операций. Они специфичны для относительно молодой рыночной экономики. И, конечно, кое-какие из них продиктованы особенностями нашей географии и характером перевозимых грузов.

Ограничения по безопасности бизнеса

Логистический оператор, который нанимается на выполнение каких-либо операций, получает доступ к информации о компании-клиенте. Чем больше количество операций, тем этот доступ шире. В случае, когда на аутсорсинг уходит вся логистика, поставщик транспортных услуг превращается по сути в партнера, который неизбежно (такова особенность логистики) знает о бизнесе клиента почти что все. И далеко не все акционеры и менеджмент промышленных и торговых предприятий готовы к сотрудничеству в столь близком контакте.

Страх зависимости

Работа с поставщиком, которые взял на себя закрытие значительной части транспортных потребностей, означает риск того, что при сбое его зона ответственности «остановится», возможно, в прямом смысле. Сбой может случиться даже и не по вине самого поставщика, например, его деятельность вызовет вопросы у надзорных органов, которые потребуют ее прекращения хотя бы на время. И чем глубже аутсорсер интегрирован в бизнес, а в сфере логистики такая интеграция, как выше было отмечено, может доходить до уровня партнерства, тем ощутимее будет ущерб.

Многие производственные компании в России, чья продукция перевозится по железным дорогам, по этой причине не отказываются от собственных вагонов, даже несмотря на то, что и рады бы избавиться от этого непрофильного актива. Однако они не могут позволить себе полагаться только на операторов подвижного состава. И совмещают оба подхода: держат собственный парк, который при форс-мажоре на рынке может хотя бы минимально обеспечить транспортные нужды, и при этом заказывают перевозку у нескольких операторов.

Сопротивление сотрудников

Переход на логистический аутсорсинг, пусть даже частичный, требует перестройки бизнес-процессов на стороне клиента. Что вызывает вполне понятное сопротивление, в основном у менеджмента среднего звена. Отказываться от налаженных практик, пусть они и не блещут эффективностью, психологически тяжело. Не говоря уже о перспективе возможного увольнения. Нежеланию переходить на «внешние рельсы» можно добавить и то, что менеджеры клиента уже выстроили определенные схемы сотрудничества в сфере складского хранения и перевозок, что называется, «под себя».

Как правильно организовать железнодорожную доставку за рубеж с помощью профессионалов?

Международное железнодорожное сообщение регулируется различными соглашениями и конвенциями, которые призваны до определенной степени унифицировать требования и условия перевозок. И, казалось бы, как и в случае с морским или авиационным транспортом, существует единое технологическое и правовое пространство, и благодаря этому в разных странах говорят на одном и том же «транспортном» языке.

Однако в реальности все сложнее. Даже на Пространстве 1520, которое объединяет государства бывшего Советского Союза и Монголию железнодорожной колеей 1520 мм и едиными регулирующими документами, есть своя региональная специфика в управлении железнодорожными перевозками. Она продиктована местными экономическими, природными особенностями, трудовым календарем и даже традициями и обычаями.

Мы можем смело апеллировать к собственному опыту: компания Глобал Логистик представлена в Казахстане и Узбекистане собственными структурами и персоналом, чтобы иметь возможность на месте решать возникающие проблемы. Без присутствия на месте и контакта с железнодорожными администрациями указанных стран невозможно обслуживать и сопровождать подвижной состав наших клиентов.

Можем выделить четыре группы услуг, которые стоит отдать на логистический аутсорсинг при международных грузовых железнодорожных перевозках:
  • документальное оформление и подготовка к перевозке: расчет и оплата тарифов, составление договоров, сбор сертификатов, страховок, заказ и проверка подвижного состава, упаковка груза, включая необходимую маркировку;
  • прохождение таможенных процедур: подготовка таможенных деклараций, сертификатов и разрешений, взаимодействие с таможенным управлением или постом, выбор правильных кодов перевозимых грузов, расчет и оплата таможенных пошлин;
  • непосредственно транспортная работа, включающая контроль за погрузкой, разгрузкой, диспетчеризацию груза, взаимодействие при необходимости со станцией прибытия, грузополучателем и возврат порожнего подвижного состава;
  • консультации: подбор оптимального маршрута с учетом тарифов различных видов транспорта, специфики деятельности таможенных подразделений, а также помощь по другим вопросам, требующих экспертизы.
Мы перечислили основные группы услуг. Разумеется, не все из них потребуются в конкретной перевозке.

Компания Глобал Логистик в международном сообщении оказывает широкий спектр услуг. В тех странах, в которых у нас есть собственные структуры (Казахстан и Узбекистан), предлагаем помощь в экспедировании порожних и груженых вагонов по сети «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) и «Узбекистон темир йуллари» (УТИ), согласовании формы ГУ на полигоне КТЖ и проверке надежности вашего контрагента.
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda