Поделиться:
Глобал Логистик
Объединяем железнодорожное пространство 1520
01.03.2024
7 минут

Международные транспортные коридоры: приоритетные направления 2024

Новые тенденции в мировой торговле меняют карту маршрутов, по которым перевозятся товары между странами. Очевидно, что для России останется и возможно станет более актуальным развитие ориентированного на Юго-Восточную Азию участка международного коридора «Восток-Запад» и коридора «Север-Юг».

Что входит в понятие «международные транспортные коридоры»

Понятие «международный транспортный коридор» (МТК) юридически не закреплено. Несмотря на то что встречается в документах национальных правительств, международных организаций, включая ООН, а также используется в транспортном бизнесе и логистической литературе.

Впрочем, отсутствие юридического закрепления и широкая трактовка даже в научных публикациях не мешает быть этому понятию «рабочим».

На практике сложилось так, что под «международным транспортным коридором» подразумевается маршрут или совокупность маршрутов через несколько стран с уже имеющимся или возможным грузопотоком. Маршрут может образоваться исторически, либо его определяют политическими и экономическими соглашениями между государствами.

Приведем два примера:
  • МТК «Восток-Запад» соединяет Юго-Восточную Азию с Европой через территорию России, Монголии и Казахстана. Существует этот транспортный коридор только «на бумаге», не имея официального статуса;
  • МТК «Север-Юг» был «узаконен» в 2000 году межправительственным соглашением на II Евроазиатской конференции по транспорту, которое подписали Россия, Иран и Индия. К соглашению присоединились Азербайджан, Беларусь, Казахстан и другие страны, в общей сложности 14 государств.
Мы намеренно привели в пример эти два МТК. Основные международные коридоры России, а точнее, проходящие на ее территории, — как раз эти указанные направления. И они являются точками активного развития и высокого приоритета в последние несколько лет.

Международный транспортный коридор «Восток-Запад»

Маршруты между ЮВА и Европой: Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль, и железнодорожные, и автомобильные трассы, проходящие из Китая в Россию через Казахстан, служат для доставки товаров из Китая в европейские страны. С начала 2022 года, если говорить о России, значение этого коридора изменилось. Из-за переориентации торговли на Восток бОльшую актуальность приобретают те участки коридора, которые соединяют Россию со странами Азиатского-Тихоокеанского региона (АТР).

Это видно из статистики Федеральной таможенной службы: в 2023 году через железнодорожные погранпереходы было перевезено 161 млн тонн грузов, +36% к 2022 году. Выросли железнодорожные перевозки по этому направлению и в январе 2024 года — в полтора раза к январю 2023 года. Оборот дальневосточных портов, чей грузопоток ориентирован на экспорт в Азию и импорт из этого региона, достиг в прошлом году 238,1 млн тонн, +4,5% к 2022.
Очевидно, что перевозки на азиатском направлении будут расти в краткой и долгосрочной перспективе. В начале 2024 года они сдерживаются дефицитом пропускных мощностей железных дорог Восточного полигона (Транссибом и БАМом), которые в состоянии пропустить в два раза меньше грузов, чем могут перевалить дальневосточные порты. Однако РЖД интенсивно работает над ликвидацией узких мест в программе по модернизации Восточного полигона. Так, во время третьего этапа программы в 2024 году будет введено в строй 114 инфраструктурных объектов, включая новые пути, что увеличит пропускную способность дорог до 180 млн тонн в год против нынешних 173 млн тонн. До 2032 года вырастет до 255 млн.

Международный транспортный коридор «Север-Юг»

МТК «Север-Юг» соединяет страны Южной Азии с Европой через каспийский регион. Условной точкой отсчета на юге можно назвать Иран, на севере — Санкт-Петербург.

У этого международного коридора три основных маршрута:
  • восточный, который проходит из Ирана в Россию по территории Туркменистана и Казахстана;
  • западный, идущий из Ирана в Россию по территории Азербайджана;
  • центральный, Транскаспийский, лежащий между указанными двумя направления по Каспийскому морю.
Развитие МТК декларировалось как задача стратегической важности, но в реальности не было ни четкого плана этого развития, ни системных инвестиций. Изменения начались в 2022 году, когда для России и Беларуси стали актуальными торговые отношения со странами прикаспийского региона. Тенденция продолжилась и в 2023 году: российские порты на Каспии (Оля, Астрахань и Махачкала) обработали 7,8 млн тонн грузов, что на 29,7% выше, чем в 2022-м, а тот показал существенный рост в сравнении с 2021-м.

Итоги января 2024 года: в то время как общий грузооборот российских терминалов упал к январю 2023 на 6,2%, каспийские гавани, напротив, увеличили.

Согласно аналитике Евразийского банка развития (ЕАБР), тяготеющий МТК «Север-Юг» грузопоток к 2030 году составит:
  • от 325 тыс. до 662 тыс. TEU (от 5,9 до 11,9 млн тонн);
  • включая номенклатуру, непригодную к контейнеризации, — от 14,6 до 24,7 млн тонн.
Прогноз имеет все шансы претвориться в реальность, чему способствуют несколько факторов.
Экономики прикаспийских государств, как и соседних с ними стран в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, показывают рост внутреннего валового продукта (ВВП).

На высоком уровне находится инвестиционная деятельность по расшивке узких мест в транспортной инфраструктуре. Важно отметить, что подобная активность наблюдается не в отдельных странах, а во всех, которые имеют отношение к коридору. Так, Иран, Казахстан и Россия увеличивают пропускную способность каспийских портов, в первую очередь, Оля, Бендер-Аббаса и Атырау. На российской стороне принимают меры по углублению Волго-Каспийского канала, что позволит судам класса «река-море» перевозить грузы, допустим, из иранских портов в европейские без необходимости перевалки на другие виды транспорта.

Существует и геополитическая причина, по которой МТК «Север-Юг» в ближайшие годы обречен на внимательное отношение со стороны бизнеса и государств. Он альтернатива морской перевозке через Красное море и Суэцкий канал — регион, ставший в 2023 году крайне нестабильным с точки зрения безопасности судоходства. И даже если военные и политические страсти быстро улягутся, понимание того, что риски никуда не делись, — останется. А значит, в «Север-Юг» продолжатся инвестиции как в «тихую гавань».
Мы будем выбирать интересные темы для статей и присылать материал вам на почту. Вам достаточно подписаться. Это бесплатно.
Куда направить первое письмо?
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, уточнит информацию по перевозке и подготовит расчет с индивидуальным предложением
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Рассчитать железнодорожный тариф
Менеджер свяжется с вами, подготовит расчет и подготовит индивидуальное коммерческое предложение
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой обработки персональных данных
Почитать еще по теме
Made on
Tilda